На первый взгляд, как уже говорилось выше, условия договора ущемляли права мусульман и лелеяли напыщенную значимость и высокомерие язычников. Сподвижники в недоумении задавались вопросом: почему они должны возвращать курайшитам мусульман, а те, в свою очередь, не возвращают тех, кто явился к ним вероотступником? Посланник Аллаха ﷺ пояснил, что тот, кто убежит от них, тот безбожен — Сам Аллах не желает его возвращения, и мусульмане тем самым защитятся от его скверны.
Что касается мусульман, то курайшиты рано или поздно будут изнурены своим положением перед ними, подобно тому, как это было перед предшествующими верующими. В любом случае исход будет за мусульманами. Разве не был Пророк и все, кто с ним, в числе ослабленных? Затем Аллах даровал им поддержку, лишив при этом помощи курайшитов.
Души мусульман продолжали кипеть от невозможности исполнить умру, тогда как им было сказано, что они войдут в Запретную мечеть. Посланник объяснил, что они войдут в Мекку, как и было обещано, но он не говорил, что ритуальный обход они совершат именно в этом году. Мусульман охватило безмолвие, их взоры потупились.
Завершив подписание договора, Пророк ﷺ сказал: «Встаньте, совершите заклание жертвенного животного, затем постригитесь, чтобы выйти из состояния ихрама и вернуться в Медину». Однако никто не поднялся со своих мест. Пророк повторил свою просьбу трижды, но так и не был услышан. Он зашел в палатку к Умму Саляме и обо всем ей поведал. Она сказала: «О посланник Аллаха, выйди и ни с кем не разговаривай, пока сам не зарежешь своего верблюда и не позовешь человека, который тебя пострижет».
Пророк поступил согласно ее совету, мусульмане же почувствовали опасность ослушания его приказа и поспешно стали приносить в жертву своих животных. Затем с поспешностью стали постригать другу друга, так, что чуть друг друга не поранили[1].
Ах, если бы благие и злые намерения давали свои плоды, сладкие либо горькие, так же быстро, как это было после соглашения при Худайбийе! Прошло немного дней, как строгость язычников при заключении договора обернулась против них же самих. Их постигли сомнения относительно выдвинутых ими же и принятых условий. Мусульмане же в восхищении смотрели на дальновидность и снисходительность Пророка ﷺ и увидели благодать, которая внушила их устам благодарность.
После заключения договора разорвался союз безбожников на полуострове. Курайшиты рассматривались как основа безбожия и восстания против новой религии. Когда же распространилась весть об их мирном соглашении с мусульманами, смуты лицемеров потухли. Языческие племена рассеялись по уголкам полуострова, так как курайшиты проявляли пассивность во всем, что не несло для них материальной выгоды. В большей степени они занимались торговыми делами и не проявляли усердия, чтобы склонить на свою сторону союзников. В то время как круг деятельности мусульман — политический, культурный, социальный — расширился, их призыв и присоединение племен обрели успех.
Многие историки приравнивают соглашение при Худайбийе к победе. Аз-Зухри пишет, что подобной победы без сражения прежде не было. Прекратились войны, люди почувствовали безопасность и возможность для открытого разговора и спора. Тот, кому рассказывали об Исламе, принимал его. Число людей, принявших Ислам за последующие два года, сравнялось с прежним количеством и даже превзошло его. Ибн Хишам[2] говорит в качестве аргумента к словам аз-Зухри: «Посланник Аллаха имел 1400 человек при Худайбийе, а через два года при освобождении Мекки — 10 тысяч»[3].
Что касается мусульман, оставшихся и подвергающихся мучениям в Мекке, то из их числа бежал в Медину Абу Басыр ‘Убейд ибн Усейд[4]. Курайшиты направили двух всадников вернуть беглеца. Посланник ﷺ обратился к нему: «Абу Басыр, мы дали тому народу обещание, о котором тебе известно. В нашей религии мы не можем допустить обмана. Поистине, Аллах тебе и другим ослабленным мусульманам дарует выход и облегчение. Возвращайся к своему народу».
Абу Басыр сильно опечалился и сказал: «О посланник Аллаха, неужто ты вернешь меня к язычникам, чтобы они сбивали меня с моей религии?» Однако Пророку больше нечего было добавить. Курайшиты вместе с Абу Басыром повернули в Мекку. Абу Басыр в дороге выхватил меч одного из конвоиров и убил его, другому удалось бежать в Медину и сообщить о произошедшем. Вооруженный мечом Абу Басыр предстал перед Пророком и сказал: «О посланник Аллаха, твое обещание исполнено, условия договора были тобой соблюдены — Аллах исполнил его за тебя. Ты вернул меня, но я не пожелал возвращаться». Пророк сказал: «Горе его матери, он способен разжечь войну, будь с ним люди»[5].
Абу Басыр понял, что ему нет места ни в Мекке, ни в Медине. Он отправился на побережье моря в местность аль-‘Айс, где вгонял в страх проходившие рядом караваны курайшитов. Мекканские мусульмане узнали о его местонахождении, а также о словах Пророка, что он способен был бы разжечь войну, будь с ним люди. Они присоединились к нему в количестве 70 человек, среди которых был и Абу Джандаль ибн Сухайль. Отряд восставших стал препятствием для курайшитов, чьи караваны теперь подвергались захвату на этих землях. Тогда они направили гонцов к Пророку и попросили во имя родственных отношений приютить этих людей, поскольку более в них не нуждаются. Таким образом, курайшиты сами нарушили условие своего договора, который мусульманами был принят с нежеланием.
Приводится интересная история об Абу аль-‘Асе ибн ар-Раби‘а, известном как зять нашего Пророка ﷺ и муж его старшей дочери Зайнаб. Из уст ученых и в книгах о жизни Пророка ﷺ и его сподвижников приводятся разные эпизоды из жизни этого человека. К примеру, упоминания о нем мы находим среди событий после битвы у Бадра, когда он попал в плен к мусульманам, сражаясь на стороне курайшитов. Когда посланник Аллаха ﷺ объявил о выкупе, Зайнаб отправила из Мекки в качестве выкупа ожерелье, подаренное ей Хадиджей, первой и самой любимой супругой Пророка, к которой даже после ее смерти ревновала юная супруга Пророка — ‘Айша. Пророк ﷺ взял ожерелье Хадиджи, мамы Зайнаб, и заплакал, после чего обратился к сподвижникам со словами: «Если вы не против, я бы вернул ожерелье и освободил пленника. Если вы откажете мне, то имеете право». Сподвижники ответили согласием. Отправляя Абу аль-‘Аса ибн ар-Раби‘а в Мекку, Пророк ﷺ попросил, чтобы тот отпустил Зайнаб к нему в Медину, так как он остается многобожником.
Прошли годы. Описываемые далее события приходятся приблизительно на время после битвы У рва, когда посланник Всевышнего регулярно направлял небольшие отряды, контролировать ситуацию вокруг Медины. Очередной такой отряд во главе с Зейдом ибн Харисой перехватил торговый караван, возвращавшийся из Шама в Мекку во главе с Абу аль-‘Асом ибн ар-Раби‘а. В некоторых источниках упоминается, что караван был захвачен в более поздний период группой мусульман во главе именно с Абу Басыром ‘Убейдом ибн Усейдом, потому эту историю решил привести после упоминания этого сподвижника. Вне зависимости от того, кем был захвачен караван Абу аль-‘Аса ибн ар-Раби‘а, суть истории остается неизменной.
Часть людей была захвачена в плен, часть — ускользнула. Спасся и человек, которому был вверен караван, муж Зайнаб, зять Пророка. Направляясь в сторону Мекки, Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби‘а размышлял о том, с каким лицом предстанет перед людьми, доверившими ему свое имущество, накопленное за многие годы. Он решил, что обратный путь в Мекку ему закрыт. Ему могли припомнить родственные связи с Пророком ﷺ, обвинив в том, что не без его участия караван перешел в руки мусульман, а самое страшное — он боялся клейма труса. И этот многобожник решил добраться до Медины и прибегнуть к помощи супруги. Ведь после битвы при Бадре ему уже доводилось находиться в этом благословенном городе, а значит, он мог ориентироваться в нем. Дождавшись ночи, он пробрался к мечети, где находилась комната Зайнаб, и попросил ее о помощи. Она, обращаясь к нему, сказала: «О сын моей тети», — и они начали вести диалог. Обратите внимание на нрав дочери Пророка ﷺ. Любой другой в такой ситуации воскликнул бы: «Язычник, неверующий! Спасите!» Однако она открывает ему дверь и выслушивает его проблему с тем, чтобы помочь найти выход.
Наступило время утренней молитвы, люди выстроились в ряды: во главе посланник Всевышнего ﷺ, позади сподвижники, а затем верующие женщины. Имам произнес такбир, с этого момента до чтения суры «аль-Фатиха» наступает тишина. И вот тогда на всю мечеть раздался голос Зайнаб: «Воистину, я дала защиту Абу аль-‘Асу, и он находится у меня дома». Посланник Аллаха ﷺ по завершении намаза повернулся к сподвижникам и сказал: «Слышали ли вы то, что слышал сейчас я?» После утвердительного ответа он воскликнул: «Клянусь Аллахом, я не ведал о том, что сейчас вы услышали». Он направился к дочери и выслушал ее просьбу о помощи. «Воистину, — сказала она, — это наш племянник по Хадидже, мой бывший супруг, отец моей дочери, человек, которому доверились курайшиты, помоги же ему!»
Каким должен быть нрав, чтобы просить о человеке, который на тот момент являлся многобожником, язычником, воевал против мусульман?! Насколько же мы сегодня отдалены от подобных нравов!
Посланник Аллаха ﷺ дал обещание помочь, после чего собрал сподвижников и отряд, захвативший караван. И этот великий человек спросил — не приказал! — именно спросил: «Согласитесь ли вы вернуть караван в Мекку? Если да, то это будет наиболее желанным для меня». Свою просьбу он пояснил тем, что Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби‘а нашел убежище в доме Зайнаб. «Но если вы откажетесь, то имеете право на ваш трофей», — завершил он. Затем Посланник обратился к Зейду ибн Харису, который был ему как сын. Сподвижники выразили готовность полностью вернуть имущество, захваченное вместе с караваном.
Если мы внимательно проанализируем положение Медины в тот период, то увидим, что это был период сильнейшей нужды и голода, когда люди привязывали камни к животам, совершали из-за бессилия молитву в положении сидя, не имели одежды, которая прикрывала бы их тела. И эти люди с такой легкостью отказываются от материальных благ, на которые имели полное право!
Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби‘а повел караван в Мекку и по прибытии вернул вверенное ему имущество владельцам. Встав возле Каабы, он обратился к жителям: «О люди! Каждый ли из вас получил то, что вверил мне?» Ему было сказано в ответ: «Ты самый надежный и верный своему слову среди нас!»
Тогда Ибн ар-Раби‘а во всеуслышание произнес: «Клянусь Аллахом, я не хотел объявлять о том, что принял Ислам, прежде чем прибуду к вам с вашим имуществом, дабы вы не подумали, что я хотел завладеть им. Послушайте, воистину, я свидетельствую, что нет бога, кроме Одного Аллаха, и Мухаммад — его раб и Посланник!»
Какой же тернистый путь он проделал, и как же ему помогли на этом пути нравы Пророка и сподвижников, что в конце он произносит шахаду! Проанализируем свою жизнь, насколько мы своими поступками, верностью, надежностью пробуждаем в людях уважение к нашей религии и нашему Пророку ﷺ. Или же наоборот, своим поведением пробуждаем нелюбовь, неприязнь к Исламу и его великому наследию?
Некоторые сказали: «Ты ведь мог произнести ранее шахаду и без усилий завладеть этим караваном». Ибн ар-Раби‘а ответил: «Я не хотел начинать свой путь в Исламе с обмана». А затем добавил: «Воистину, нахождение рядом с посланником Аллаха ﷺ в течение часа не сравнится со всей этой жизнью и всем, что в ней есть».
Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби‘а возвратился обратно в Медину, и посланник Аллаха ﷺ вернул ему его супругу Зайнаб без заключения нового обряда бракосочетания[6].
Что касается сподвижников, что были рядом с Абу Басыром ‘Убейд ибн Усейдом, то они примкнули к Пророку в Медине, кроме самого Абу Басыра, который к моменту разрешения вернуться уже испускал последние вздохи. Он умер, держа в руках послание Пророка, и был похоронен Абу Джандалем. Да будет милостив к нему Аллах.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Муснад Ахмад. Т. 31. С. 251, хадис № 18928.
[2] Абу Мухаммад ‘Абдуль-малик ибн Хишам аль-Химьяри, более известен как Ибн Хишам — средневековый арабский ученый из Басры. Автор известного труда «Сира Ибн Хишама», что является доработкой жизнеописания пророка Мухаммада, составленного Ибн Исхаком.
[3] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 221.
[4] Абу Басыр ‘Утба ибн Усейд (по другой версии — ‘Убейд ибн Усейд) — один из представителей курайшитов. Ибн Хишам указывает, что Абу Басыр принадлежал племени Сакыф. В числе первых принял Ислам в Мекке. Известен историей, упомянутой в книге.
[5] См.: Муснад Ахмад. Т. 31. С. 252, хадис № 18928.
[6] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 22. С. 426, хадис № 1050.