Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал однажды: “Близко то время, когда лучшим имуществом мусульманина будут овцы, которых он станет пасти на вершинах гор и в местах, где идут дожди. [Почему?! Таким образом] он убежит с верой своей от смут”[1].
Однажды некий мужчина пришел к пророку Мухаммаду и спросил: “Кто из людей лучший?” Пророк ответил: “Мужчина, который созидателен на Божьем пути (муджахид), не жалея ни своего имущества, ни себя самого”. — “А после кто?” Он ответил: “Верующий, [живущий] в одном из ущелий [отстраненно, уединенно], поклоняясь Богу и обезопасив людей от зла, что мог им причинить (от вреда, что мог им нанести)”[2].
Периодически человеку хочется тишины и одиночества, в чем помощником для верующего является, например, ночная молитва Тахаджуд[3], как и ежедневная пятикратная молитва-намаз: приостановиться на 10–15 минут в нескончаемом потоке ежедневных дел.
Одиночество верующего, о котором сказано в приведенных хадисах, это не то же самое, что одиночество безбожного человека. У мусульманина есть семейная ответственность[4], от которой он не может просто так отказаться. У него есть ответственность перед собственными детьми в плане воспитания[5] и перед родными[6]. У него есть также созидательная рабочая ответственность во благо процветания общества[7]. Эти ответственности важны не только в контексте земного благополучия, но и вечного счастья.
К тому же одиночество, описанное в хадисах, это не одиночество разочаровавшегося во всем, ненавидящего и обвиняющего всех, нет. Это временная изолированность верующего, который несет в сердце чувство любви к Богу и Его посланнику, имеет в душе сладость веры. Он любит, а не ненавидит[8]. Он не обвиняет всех вокруг, а думает о хорошем[9] и старается в меру сил и средств[10].
И обратите внимание, что в хадисе подчеркнуто именно “обезопасив людей от зла, что мог им причинить”. Это важно! Ведь относительно зла людей в наш адрес есть другой хадис: лучше оставаться среди людей и проявлять терпение к той боли, что они тебе наносят[11].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 31, хадис № 19.
[2] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 786, хадис № 122–(1888).
[3] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: “О люди! Приветствуйте друг друга миром, кормите и угощайте, молитесь ночью, когда другие спят, — и вы благополучно войдете в Рай”. Хадис от ‘Абдуллы ибн Саляма, а также ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. ат-Тирмизи, а также Ахмада и Ибн Маджа. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 708, хадис № 2490, “сахих”; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге “Сады благонравных”]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 87, хадис № 1167; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. С. 472, хадис № 6587, “сахих”; Ибн Маджа М. Сунан. С. 396, хадис № 3694, “сахих”.
[4] “Мужья являются главами семьи [они — миротворцы в семье, руководители]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью]” (см. Св. Коран, 4:34).
[5] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: “Лучшее, что родитель может дать, даровать своему ребенку, — это хорошее воспитание”. Хадис от Са‘ида ибн аль-‘Аса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Байхакы, ат-Табарани, аль-Хакима и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. 2002. Т. 4. С. 77; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 268, хадис № 1953; аль-Хаким ан-Нисабури. Аль-мустадракь ‘аля ас-сахихайн. Т. 4. С. 263, глава “аль-адаб”, “сахих”; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 9. С. 315, 316; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра. 1999. Т. 2. С. 28, хадис № 2273; ат-Табарани С. (260–360 гг. по хиджре). Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 12. С. 247, хадис № 13234; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 72.
[6] Однажды некий мужчина спросил у посланника Божьего: “Сообщи мне о деле, которое введет меня в Рай [дай мне знание о делах, постоянно совершая которые я обязательно по милости Творца войду в райскую обитель после Судного дня]. [Сподвижники в недоумении] воскликнули: “Чего он хочет?! Чего он хочет?!” Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) ответил: “Он нуждается в этом [ответе. Он имеет полное право задать такой вопрос]”. И продолжил: “Тебе следует поклоняться лишь Аллаху (Богу, Господу) [и не обожествлять что-либо иное помимо Бога], также следует выстаивать [обязательную ежедневную] молитву[-намаз] и выплачивать [обязательную] милостыню-закят. И тебе следует укреплять родственные связи [выстраивать добрые отношения с кровными родственниками, независимо от их вероисповедания]”. Хадис от Абу Айюба; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 415, хадис № 1396; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 4. С. 333, хадис № 1396 и пояснение к нему.
[7] “Тем, кто прикладывает усилия (усерден, упорен, целеустремлен), причем делает это пред Нами [говорит Господь миров], тем Мы откроем благословенные пути [достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставим выход из безвыходных ситуаций; выведем из тьмы безысходности к ярко освещенной “трассе” надежды и уверенности в завтрашнем дне]. [Знайте же] нет сомнений в том, что Аллах (Бог, Господь) вместе с теми, кто благороден в делах (делает свою работу наилучшим образом)” (Св. Коран, 29:69).
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: “Лучшая работа для мужчины та, которую он выполняет своими руками [делается при его непосредственном участии; с совершенствованием мастерства и постоянным оттачиванием навыков], а также добрая (полная воспитанности и благочестия, когда выполняются все взятые на себя обязательства) торговля”. Хадис от Ибн ‘Умара и др.; св. х. ат-Табарани (филь-кябир) и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 73, хадис № 1122, “сахих”.
[8] Если у человека нет того, кого он искренне и взаимно любит, на кого может положиться, тогда он глубоко несчастен, а может стать даже и опасным для себя и других.
Одним из выводов исследования, длившегося 75 лет, стало следующее: поддерживание хороших и любящих отношений является самым большим фактором счастья и самореализации.
[9] Пророком Мухаммадом передаются слова Господа со следующим смыслом: “Я [говорит Творец всего сущего, — Своей безграничной силой, щедростью, милостью, прощением] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) человека обо Мне. Я рядом с ним, когда он обо Мне вспоминает (упоминает) [устами ли своими или сердцем; плохое думая обо Мне или хорошее]. Когда он [верующий человек, в ком вера опустилась в сердце] упоминает обо Мне про себя [восхваляя или благодаря, например], Я также вспоминаю о нем про Себя [одаривая его Божественной милостью и щедрым воздаянием]. Если он упоминает обо Мне в обществе [в кругу тех или иных людей], то Я упоминаю о нем в лучшем [более высоком, элитном] обществе [ангелов]”. Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2310, хадис № 7405; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 473, хадис № 7405 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1075, хадис № 2–(2675); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге “Сады благонравных”]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 335, хадис № 1/441.
[10] “Не возлагает Аллах (Бог, Господь) на душу то, что больше ее сил (возможностей)” (см. Св. Коран, 2:286).
“Наиболее любимо пред Аллахом (Богом, Господом) то, что постоянно, даже если оно мало”. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 38, хадис № 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 136–138, хадис № 43 и пояснение к нему.
[11] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: “Верующий, находящийся среди людей и терпеливо относящийся к боли, которую они ему наносят [морально, психологически, физически], лучше (благостнее) [то есть в значительно большем выигрыше пред Богом; лучше] того, кто избегает людей [пусть даже делая это под благовидным предлогом проявления набожности] и нетерпим к боли, которую ему наносят [например, на зло отвечает злом или того хуже]”. Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 549, хадис № 9154.
Также см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 713, хадис № 2512; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 408, хадис № 2507, “сахих”; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 434, хадис № 4032, “сахих”.


