Аудио версия настоящей статьи:
1. Женщины в послеродовой период и во время регул не соблюдают пост, в подтверждение чего имеются прямые аргументы в достоверной Сунне [1]. В последующем остается необходимость восполнить соответствующее количество пропущенных дней один к одному [2].
2. Касательно освобождения от соблюдения поста беременных и кормящих пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Господь освободил путника от соблюдения поста и от совершения половины [обязательной] молитвы [то есть четырехракяатные намазы сокращаются до двух]. Беременных же и кормящих Он освободил [только] от соблюдения поста» [3].
Суть состоит в следующем: если женщина опасается за себя или своего ребенка во время беременности или периода кормления его грудью, то она может как выборочно, так и полностью не соблюдать обязательный пост в месяц Рамадан. Так считают все мусульманские ученые. Относительно восполнения пропущенных дней поста большая часть исламских богословов говорит, что ей необходимо восполнить именно постом [4]. Но, например, такие сподвижники Пророка, как Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас, допускали в подобных случаях выплату фидьи, или фидьи-садаки. Обычно к выплате фидьи-садаки вместо поста прибегают те, кто уже предположительно не сможет поститься из-за физической немощности или хронического заболевания.
Здесь уместно будет процитировать слова нашего современника, богослова Юсуфа аль-Кардави: «Мне кажется, что для женщины, которая беременеет каждые два-три года и кормит своих детей материнским молоком, достаточным будет выплатить фидью-садаку без восполнения пропущенных дней поста именно постом» [5].
Исходя из вышеизложенного, женщина принимает решение самостоятельно.
Вопросы по теме
Когда я кормила ребенка грудью, то не держала пост в Рамадан. Я не успела возместить эти дни до наступления следующего Рамадана, и так продолжалось 3 года. Теперь я возместила дни поста, но знаю, что надо еще выплатить деньги (или накормить бедных) за эти дни. Надо, насколько я знаю, выплачивать в тройном объеме за 3 прошедших года. На данный момент мы с мужем разведены. И вопрос мой в том, кто должен выплачивать эти деньги — я или муж? Ведь на тот момент мы еще были женаты, и я кормила его ребенка. Помогите разобраться с этим вопросом. Рузанна.
В вашем случае достаточно того, что вы восполнили пропущенные дни поста соблюдением именно поста [6].
Скажите, пожалуйста, не грех ли это пред Богом, если я оставшиеся дни Рамадана не буду держать уразу? Я соблюдала пост 15 дней. Мне 25 лет, у меня двое маленьких детей. Плохое самочувствие и слабость отражаются и на детях, так как помощников по дому нет. Если бы пост не отражался на моем здоровье, энергии, я бы все дни держала. Патимат.
Если бы вы (1) практиковали дневной часовой сон вместе с детьми, (2) во время утреннего приема пищи (сухур) ели кашу, мюсли, орехи и сухофрукты, (3) вечером — овощи и фрукты, а также (4) утром и вечером делали хорошую двадцатиминутную, разогревающую все тело зарядку, проблем со здоровьем и энергией у вас не возникло бы. Настоятельно советую прислушаться к этим советам в будущем, что потребует от вас хорошей самодисциплины, но вам, как старающейся быть хорошей матерью, без нее не обойтись.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 115, хадис № 304; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 253, хадис № 2318, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1722.
[2] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1718, 1722.
[3] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. ан-Насаи, Ахмада и др. См., например: Ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 252, хадис № 2315, «хасан»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. C. 1377, хадис № 19256 (19047), «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 245, хадис № 1685; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 199; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1701, 1745.
[4] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Т. 2. С. 423; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 187.
[5] См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 302.
[6] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 102.