Богословы-ханафиты считают, что минимальное количество прихожан для проведения пятничной молитвы – трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман. Ученые шафиитского мазхаба полагают, что минимальный кворум – это сорок (вместе с имамом) совершеннолетних и разумных, соблюдающих религиозную практику и не являющихся путниками мусульман-мужчин.
Важно отметить, что оба эти мнения являются каноническими предположениями (иджтихадом) и не имеют прямых обоснований в Сунне Пророка.
Интересно мнение современного богослова Вахбы аз-Зухайли: «Слово «джум‘а» происходит от слова «иджтима‘ », что означает «общность», «община». И то количество людей, которое на данной территории считается общиной, может быть основой для проведения самодостаточной пятничной молитвы»[1].
По нашему мнению (только Аллаху ведома истина!), там, где большая часть прихожан являются шафиитами и в мечети нет сорока мужчин, соответствующих упомянутым требованиям, все же лучше будет провести пятничную проповедь и молитву, важность которых в условиях России невозможно переоценить, а затем прочитать полуденную (Зухр)[2].