Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Макияж

Опишите нормы, касающиеся одежды и макияжа при посещении мечети для совершения пятничной молитвы.

Важны умеренность, опрятность (чистота тела и одежды), аккуратность. Если хотите, делайте «естественный» макияж.

Для пользы дела процитирую вам ответ одного из современных арабских богословов[1] на реплику о макияже одного из «умных» в вопросах богословия, который, прочитав несколько брошюр или книг на арабском, захотел сделать сенсационное заявление. Имам аль-Буты ответил следующим образом: «Вы говорите, что «макияж для женщин — это крайне нежелательно, почти запретно (макрух тахриман)?!» Где это вы нашли такое положение, дорогой мой, утвердительно заявляющий друг? Да, запрещается женщине выставлять напоказ перед чужими для нее мужчинами[2] свою природную красоту, а также то, что делает ее более привлекательной, например макияж. Что же касается абсолютной запретности макияжа, то это я услышал только от вас (уважаемый, категорически заявляющий). То, что мы хорошо знаем из исламских положений, так это «разрешенность всего, что не имеет запрета каноническим текстом или богословско-оправданной причиной». Поэтому женщина, находясь дома или в кругу своих родных и близких, может применять все формы улучшения своего внешнего вида (подчеркивающие ее женственность и привлекательность). Еще в доисламский период женщины-арабки применяли различные способы увеличения своей привлекательности. С приходом канонов последнего Писания было поставлено ограничение на демонстрацию и подчеркивание женственности и красоты (через оголение тела) перед чужими людьми. Что касается окружения родных и близких, то это осталось дозволенным (мубах)».

«Я не знаю, — продолжает аль-Буты, — вы даете фетву (богословское заключение) или спрашиваете о ней. Но как вы можете говорить о том, что женщине нельзя молиться, когда, например, на лице у нее макияж?! И из какого это богословского источника вы взяли, что если женщина собирается молиться, то ей необходимо смыть тушь или косметические средства, что у нее на лице?! Правило гласит: «Все разрешено, за исключением того, что имеет запрещающий текст».

Думаю, что у уважаемого хорошо развито воображение, которое и выдает богословские заключения, что, в свою очередь, является крайне пагубным и недопустимым в религии. В Священном Коране сказано:

«Не говорите ложно (лживо) языками своими, что «это — запретно (харам), а это — разрешено (халяль)» (см. Св. Коран, 16:116[3].

Можно ли делать неброский макияж, выходя на улицу или работу? Просто не хочется, чтобы окружающие думали, что мусульманки совсем за собой не следят.

Естественной природной красоты вполне достаточно: чистота, опрятность, стильность, элегантность. Мусульманки всегда следят за собой, по крайней мере это очень важно и необходимо. Проявляется это прежде всего в манерах, выражении лица, естественной легкости, проницательности взгляда, внешней опрятности, аккуратности на рабочем месте, воспитанности в общении и внимании не только к душе, но и к телу, а также к интеллекту[4].

Женщинам лишь кажется, что макияж столь важен. На самом деле он больше отвлекает самих же женщин, особенно когда портится из-за воздействия влаги или других причин. Также замечу, что макияж чаще раздражает мужчин.

Неброский макияж, о котором вы спрашиваете, возможен[5], но это далеко не единственное из того, что украшает девушку, женщину.

Можно ли делать татуаж на лице в косметических целях? Люба, 21 год.

Можно ли делать татуаж бровей, век или губ с разрешения мужа? Насыпхан.

Это косметическая процедура, в процессе которой специалист вносит вещество краски (пигмент) в верхний слой кожи (татуаж век), бровей (татуаж бровей) или губ (татуаж губ). Не смываемо. Поэтому относится к «изменению облика, данного Всевышним», что запрещается текстом Священного Писания:

«Буду [говорит Сатана] приказывать им, и они изменят творение Аллаха [запретное (харам) превратят в разрешенное (халяль), а разрешенное — в запретное; будут стараться изменить законы и закономерности в природе]» (см. Св. Коран, 4:119).

Считаю, что не стоит этого делать. Кстати, что значит «в косметических целях»?

Отмечу, что многие (примерно 95%) сделавшие татуаж впоследствии сожалеют об этом, ибо понимают, что процедура испортила естественную красоту да к тому же требует поддержания полученных новых форм и очертаний бровей, губ или век. Это влечет за собой немалое количество непредвиденных ранее финансовых расходов, времени и вызывает море сомнений в привлекательности нового образа.

Можно ли молиться, если на лице косметика? Егяна.

Можно.

Можно ли подводить глаза сурьмой? Елена.

Можно.

Как совершать малое омовение, если на лице макияж (находясь на работе, постоянно удалять и заново наносить грим крайне неудобно)? Хамида.

Извините, конечно, но зачем так мучить себя, или, устраиваясь на работу, вы дали обещание об обязательном наличии грима или макияжа вашему начальнику?

Если макияж столь обязателен, то я советовал бы вам наносить его по минимуму, так, чтобы легко можно было смыть и восстановить. Поверьте, естественный внешний вид и облик человека намного более приятен для окружающих.

Нужно ли смывать тушь для ресниц перед совершением омовения? Я слышала, что тушь, как и лак для ногтей, мешает прохождению воды во время омовения. Получается, что от туши надо отказаться вовсе, невозможно наносить ее 4–5 раз в день. Диана.

При разумно нанесенном количестве туши на ресницы смывать ее не нужно.

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Это Рамадан аль-Буты, который часто делает акцент на жесткость, а не послабление, например, в отличие от Юсуфа аль-Кардави.

[2] Те, которые не являются ее близкими родственниками.

[3] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 23, 24.

[4] В аятах Корана и хадисах человек, вне зависимости от того, мужчина это или женщина, многократно призываем к разумению, осмыслению и просвещению. Без этого жизнь не понять.

[5] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. С. 480, 485.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1