Польза прихода посланников Божьих многогранна. В обязанности пророков входило не только объяснение основ веры, необходимости уверовать в Единого и Единственного Творца, основ религиозной практики, но также и разъяснение того, как оставаться здоровым и быть счастливым, живя на этой земле.
Их миссии не ограничивались сугубо религиозными предписаниями. Они несли с собою знания о формах и методах облегчения жизни, помогали людям совершенствовать себя, способствовали созданию гармонии между человеком и всем тем, что окружает его.
Возьмем, к примеру, болезни, наносящие урон человеческой душе или телу. Как мы знаем из священных текстов, они несут в себе испытание, а иногда — наказание Господне. Они подвигают нас на что-то новое, на позитивные преобразования в теле, душе и разуме. Все болезни излечимы. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Всевышний, сотворив болезни, сотворил также и способы их лечения» [1]. Важным является правильное отношение к болезни, а также верный диагноз и форма лечения [2]. Человеку следует серьезно преобразиться, дабы недуг покинул его навсегда [3].
Врачебная практика человечества имеет длительную историю, как относительно целых цивилизаций и поколений, так и отдельного человека. Медики нередко ошибались и продолжают ошибаться, а порой находили и находят верные способы лечения. Религия не отрицает врачевания и развития такой науки, как медицина, наоборот, во все времена она призывала к развитию ее в сочетании с законами и закономерностями, установленными Творцом. Религия демонстрирует более глубокий взгляд на суть заболевания и предусматривает более широкий спектр способов лечения, гармонично сочетающих медикаментозные средства [4] и духовные, имеющие в своей основе веру человека, силу его духа и мольбу, обращенную к главному целителю человечества — Богу [5].
Последующие несколько статей посвящены той врачебной практике, которая была оставлена заключительным Божьим посланником, Мухаммадом (да благословит его Творец и приветствует) [6]. Рекомендации Пророка являются незаменимым дополнением ко всем, даже самым современным методам врачевания, так как несут в себе лечебную силу и врачебные рекомендации самого главного Врача человечества — Господа миров, Творца всего сущего.
Пусть же на основе милости Своей исцелит Он нас от всех физических, психических и моральных заболеваний, в том числе и через те познания, что будут приобретены по прочтении этих страниц.
Все ведь предопределено! В том числе и болезни, постигающие наши тела или души. Разве можно противостоять тому, что определил Сам Всевышний?
Чтобы понять, что такое «предопределение» [7] и каковым должно быть восприятие его, прочитайте материал «Кадар — предопределение» в моей книге «Потусторонние миры» или на сайте umma.ru.
Что же касается того, «можно ли противостоять», то это называется не противостоянием, а — реакцией, участием и импульсом к проявлению милости Творца. Всевышний не ограничен законами, а человек — ограничен. И пожелание Господа, переданное через пророков, — чтобы человек посредством физических и метафизических законов, закономерностей обращался к безграничной милости и силе своего Создателя [8], совершая то, что в человеческих силах и возможностях [9], преодолевая лень и инертность, а в итоге полагался на Него, Всемогущего [10], благодаря за любой исход событий [11].
Однажды некий бедуин спросил у пророка Мухаммада: «Мы обращаемся к другим [чтобы они читали нам] рукъя-заклинания [12], лечимся лекарствами, принимаем меры, предостерегаясь от чего-то опасного. Разве эти вещи могут защитить нас от того, что уже определено Аллахом (Богом)?» Посланник Всевышнего ответил: «Эти действия, поистине, и являются тем, что Им определено» [13]. То есть действия людские изначально известны Творцу: если человек поступает так — это определено так, а если — по-иному, то оно по-иному и определено. Исцеление же дается в результате врачевания, лечения [14]. Если вы не следуете причинам, которые Им же, Всевышним, предоставлены, то нет повода исцелять вас.
«Бог сотворил болезнь. Он же сотворил и лекарство. Лечитесь же!» — призывал пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) [15].
Передается, как Авраам однажды обратился ко Всевышнему: «О Господи! От кого болезнь?» «От Меня», — прозвучал ответ. «А от кого лекарство?» — спросил пророк. «От Меня», — был ему ответ. «А зачем же в таком случае врач?» — недоумевая поинтересовался Авраам. «Врач — это человек, в руки которого Я низвожу лекарство [через него, а также через те или иные формы врачевания, лечения даю исцеление]», — ответил Господь миров.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В своде хадисов имама Муслима приведен также следующий достоверный хадис: «От любого заболевания есть лекарство. Если оно будет подобрано точно, то человек выздоровеет, по воле Творца». Некий бедуин спросил однажды у Пророка: «О посланник Божий! А нужно ли нам лечиться?» Пророк Мухаммад ответил: «Да, лечитесь! Аллах низвел болезни и вместе с ними лечебные средства (лекарства). Кто-то знает о них, а кто-то — нет». Исключениями из данного правила, упомянутыми в одном из хадисов, являются старческая слабость и смерть.
Подробнее об этом см., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 155, 156, глава № 49, хадисы № 44, 45, 46; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 11. С. 278, хадис № 5678.
[2] Для лечения телесных заболеваний применяются различные формы врачевания. Это и лечебная гимнастика, и лекарственные травы, и правильное питание, и медицинские препараты, например компенсирующие недостаток отдельных микроэлементов, а также многое другое. Параллельно с упомянутым, для человека верующего раскрываются бескрайние и имеющие огромную целительную силу области, такие, как сила духа, умение полагаться на Творца, благодарность Ему за все имеющееся; благотворительность, мольба-ду‘а, покаяние и раскаяние в греховном, помощь попавшему в беду и добродушное отношение ко всему сотворенному, а также — полное прощение кем-либо и когда-либо нанесенных обид.
[3] Подробнее об этом слушайте, например, в моей проповеди за 28.05.2010 «Есть за одного» (1-я, 2-я и 3-я части).
[4] В числе лучших лекарств, предоставленных каждому из нас Богом, — правильное питание, подвижность (например, хотьба) и здоровый сон. В связи с этим советую внимательно изучить два современных научно-популярных труда: Дж. Фулертон-Смит «Вся правда о еде» и Д. Эккерман «Краткая история человеческого тела». Список рекомендованной мной литературы вы можете найти на сайте umma.ru в разделе «Шамиль Аляутдинов рекомендует».
[5] Пророк Авраам говорил: «И если заболею я, то Он [Господь миров] исцелит меня» (Св. Коран, 26:80).
[6] Безусловно, я смог раскрыть данный раздел пророческого наследия лишь частично.
[7] «Всевышний Творец первым создал калям (то, что могло бы фиксировать повеления Господа миров в Хранимой Скрижали). Аллах повелел каляму: «Пиши!» Калям вопросил: «Что мне следует писать?» — «Все, что будет происходить до Судного Дня!» См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 45, 46.
Калям описал все, но Бог не вынес окончательного судебного решения об однозначности и бесповоротности той или иной ситуации. То есть были даны границы, в рамках которых реализуется свобода выбора веры или безверия, жизненной стойкости или слабости, активности или инертности. Описано, но не приказано! См.: Аль-Кари‘ А. Шарх китаб «Аль-фикх аль-акбар» [Комментарии к книге (имама Абу Ханифы) «Наивысшее знание»]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1984. С. 63, 65.
[8] «Мы [говорит Творец всего сущего] сделали ночь и день двумя знамениями: ночь не освещена, а день — видит [дает людям возможность видеть], для того чтобы устремлялись вы к [проявлениям] Божественной милости [учась, трудясь, работая при дневном свете, проявляя наибольшую созидательную активность именно в дневное время суток]…» (Св. Коран, 17:12); «И из числа Его знамений — ваш ночной сон [восстанавливающий силы и потраченную за день энергию] и [получасовой или часовой сон] днем [дабы отдохнули вы телом и душою]. А также то, что вы стремитесь к проявлению Его милости [например, испытывая чувство голода или жажды, утоляете их; заболевая, начинаете внимательнее относиться к собственному здоровью, лечитесь]…» (Св. Коран, 30:23)
К сожалению, большинство лениво и инертно. «Мир полон людей, ожидающих, не явится ли кто-нибудь, чтобы подвигнуть их стать такими, какими они хотели бы себя видеть. Увы, они ждут автобуса там, где автобус не ходит, и могут прождать всю жизнь, если сами о себе не позаботятся. Так и случается с большинством. Лишь около 2% людей способны работать полностью самостоятельно». См.: Трейси Б. Съешьте лягушку! 21 способ научиться успевать. М.: Альпина Паблишерз, 2009. С. 107.
[9] «Не возлагает Аллах (Бог, Господь) на душу то, что больше ее сил (возможностей)» (см. Св. Коран, 2:286); «Кто уверовал и совершал благие дела [в жизни мирской], — а ведь Мы [говорит Господь миров] не возлагаем на душу (на человека) больше ее (его) возможностей, — те обитатели Рая навечно» (Св. Коран, 7:42); «На душу [человека] не возлагается то, что выше и больше ее возможностей» (см. Св. Коран, 23:62).
[10] «Они [обитатели Рая] были [в мирской обители] терпеливы [умели достигать недостижимого, преодолевать непреодолимое. Они терпеливо сеяли и не торопились с жатвой. Сквозь земные испытания они проходили достойно, не склоняя головы, кроме как пред Богом]. И полагались на их Господа [сердцем, мыслями, глобальностью целей и задач]» (Св. Коран, 29:59).
[11] «…Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я [говорит Господь миров] вам еще больше [мирских и вечных благ]. Но если вы будете неблагодарны [станете жаловаться: «Ну почему, за что мне это!», «Я не заслужил такого!»], знайте — Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).
[12] Молитвенные формулы, имеющие целительную силу. См. подробнее об этом далее.
[13] Хадис от Абу Хузамы; св. х. Ахмада. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 157, глава № 49, хадис № 49.
[14] Полезная информация в контексте причин к исцелению.
1. Имбирь (корень) — природный антисептик (заменитель антибиотиков, не имеющий побочных эффектов). Предварительно нарезанный кусочками и отваренный в воде в течение 5–10 минут, корень имбиря превращается в великолепное лекарство на случаи ослабления иммунной системы, например при легких или тяжелых формах простудных заболеваний. Отвар пьют до еды, добавляя в чай или во время еды.
2. Киви. В кожице данного фрукта содержится в 3 раза больше антиоксидантов, чем в мякоти. Она (кожица) обладает антисептическими свойствами и помогает бороться с вредными бактериями желудка.
Антисептики — противогнилостные средства, предназначенные для предупреждения процесса разложения. В качестве современных антисептических веществ используют: неорганические соединения — перекись водорода, нитрат серебра, йодный раствор; органические антибактериальные препараты — антибиотики.
[15] См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 155, глава № 49, хадис № 43.