Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Медицина Пророка. Современность

Польза прихода посланников Божьих многогранна. В обязанности пророков входило не только объяснение основ веры, необходимости уверовать в Единого и Единственного Творца, основ религиозной практики, но также и разъяснение того, как оставаться здоровым и быть счастливым, живя на этой земле.

Их миссии не ограничивались сугубо религиозными предписаниями. Они несли с собою знания о формах и методах облегчения жизни, помогали людям совершенствовать себя, способствовали созданию гармонии между человеком и всем тем, что окружает его.

Возьмем, к примеру, болезни, наносящие урон человеческой душе или телу. Как мы знаем из священных текстов, они несут в себе испытание, а иногда — наказание Господне. Они подвигают нас на что-то новое, на позитивные преобразования в теле, душе и разуме. Все болезни излечимы. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Всевышний, сотворив болезни, сотворил также и способы их лечения» [1]. Важным является правильное отношение к болезни, а также верный диагноз и форма лечения [2]. Человеку следует серьезно преобразиться, дабы недуг покинул его навсегда [3].

Врачебная практика человечества имеет длительную историю, как относительно целых цивилизаций и поколений, так и отдельного человека. Медики нередко ошибались и продолжают ошибаться, а порой находили и находят верные способы лечения. Религия не отрицает врачевания и развития такой науки, как медицина, наоборот, во все времена она призывала к развитию ее в сочетании с законами и закономерностями, установленными Творцом. Религия демонстрирует более глубокий взгляд на суть заболевания и предусматривает более широкий спектр способов лечения, гармонично сочетающих медикаментозные средства [4] и духовные, имеющие в своей основе веру человека, силу его духа и мольбу, обращенную к главному целителю человечества — Богу [5].

Последующие несколько статей посвящены той врачебной практике, которая была оставлена заключительным Божьим посланником, Мухаммадом (да благословит его Творец и приветствует) [6]. Рекомендации Пророка являются незаменимым дополнением ко всем, даже самым современным методам врачевания, так как несут в себе лечебную силу и врачебные рекомендации самого главного Врача человечества — Господа миров, Творца всего сущего.

Пусть же на основе милости Своей исцелит Он нас от всех физических, психических и моральных заболеваний, в том числе и через те познания, что будут приобретены по прочтении этих страниц.

Все ведь предопределено! В том числе и болезни, постигающие наши тела или души. Разве можно противостоять тому, что определил Сам Всевышний?

Чтобы понять, что такое «предопределение» [7] и каковым должно быть восприятие его, прочитайте материал «Кадар — предопределение» в моей книге «Потусторонние миры» или на сайте umma.ru.

Что же касается того, «можно ли противостоять», то это называется не противостоянием, а — реакцией, участием и импульсом к проявлению милости Творца. Всевышний не ограничен законами, а человек — ограничен. И пожелание Господа, переданное через пророков, — чтобы человек посредством физических и метафизических законов, закономерностей обращался к безграничной милости и силе своего Создателя [8], совершая то, что в человеческих силах и возможностях [9], преодолевая лень и инертность, а в итоге полагался на Него, Всемогущего [10], благодаря за любой исход событий [11].

Однажды некий бедуин спросил у пророка Мухаммада: «Мы обращаемся к другим [чтобы они читали нам] рукъя-заклинания [12], лечимся лекарствами, принимаем меры, предостерегаясь от чего-то опасного. Разве эти вещи могут защитить нас от того, что уже определено Аллахом (Богом)?» Посланник Всевышнего ответил: «Эти действия, поистине, и являются тем, что Им определено» [13]. То есть действия людские изначально известны Творцу: если человек поступает так — это определено так, а если — по-иному, то оно по-иному и определено. Исцеление же дается в результате врачевания, лечения [14]. Если вы не следуете причинам, которые Им же, Всевышним, предоставлены, то нет повода исцелять вас.

«Бог сотворил болезнь. Он же сотворил и лекарство. Лечитесь же!» — призывал пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) [15].

Передается, как Авраам однажды обратился ко Всевышнему: «О Господи! От кого болезнь?» «От Меня», — прозвучал ответ. «А от кого лекарство?» — спросил пророк. «От Меня», — был ему ответ. «А зачем же в таком случае врач?» — недоумевая поинтересовался Авраам. «Врач — это человек, в руки которого Я низвожу лекарство [через него, а также через те или иные формы врачевания, лечения даю исцеление]», — ответил Господь миров.

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В своде хадисов имама Муслима приведен также следующий достоверный хадис: «От любого заболевания есть лекарство. Если оно будет подобрано точно, то человек выздоровеет, по воле Творца». Некий бедуин спросил однажды у Пророка: «О посланник Божий! А нужно ли нам лечиться?» Пророк Мухаммад ответил: «Да, лечитесь! Аллах низвел болезни и вместе с ними лечебные средства (лекарства). Кто-то знает о них, а кто-то — нет». Исключениями из данного правила, упомянутыми в одном из хадисов, являются старческая слабость и смерть.

Подробнее об этом см., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 155, 156, глава № 49, хадисы № 44, 45, 46; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 11. С. 278, хадис № 5678.

[2] Для лечения телесных заболеваний применяются различные формы врачевания. Это и лечебная гимнастика, и лекарственные травы, и правильное питание, и медицинские препараты, например компенсирующие недостаток отдельных микроэлементов, а также многое другое. Параллельно с упомянутым, для человека верующего раскрываются бескрайние и имеющие огромную целительную силу области, такие, как сила духа, умение полагаться на Творца, благодарность Ему за все имеющееся; благотворительность, мольба-ду‘а, покаяние и раскаяние в греховном, помощь попавшему в беду и добродушное отношение ко всему сотворенному, а также — полное прощение кем-либо и когда-либо нанесенных обид.

[3] Подробнее об этом слушайте, например, в моей проповеди за 28.05.2010 «Есть за одного» (1-я, 2-я и 3-я части).

[4] В числе лучших лекарств, предоставленных каждому из нас Богом, — правильное питание, подвижность (например, хотьба) и здоровый сон. В связи с этим советую внимательно изучить два современных научно-популярных труда: Дж. Фулертон-Смит «Вся правда о еде» и Д. Эккерман «Краткая история человеческого тела». Список рекомендованной мной литературы вы можете найти на сайте umma.ru в разделе «Шамиль Аляутдинов рекомендует».

[5] Пророк Авраам говорил: «И если заболею я, то Он [Господь миров] исцелит меня» (Св. Коран, 26:80).

[6] Безусловно, я смог раскрыть данный раздел пророческого наследия лишь частично.

[7] «Всевышний Творец первым создал калям (то, что могло бы фиксировать повеления Господа миров в Хранимой Скрижали). Аллах повелел каляму: «Пиши!» Калям вопросил: «Что мне следует писать?» — «Все, что будет происходить до Судного Дня!» См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 45, 46.

Калям описал все, но Бог не вынес окончательного судебного решения об однозначности и бесповоротности той или иной ситуации. То есть были даны границы, в рамках которых реализуется свобода выбора веры или безверия, жизненной стойкости или слабости, активности или инертности. Описано, но не приказано! См.: Аль-Кари‘ А. Шарх китаб «Аль-фикх аль-акбар» [Комментарии к книге (имама Абу Ханифы) «Наивысшее знание»]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1984. С. 63, 65.

[8] «Мы [говорит Творец всего сущего] сделали ночь и день двумя знамениями: ночь не освещена, а день — видит [дает людям возможность видеть], для того чтобы устремлялись вы к [проявлениям] Божественной милости [учась, трудясь, работая при дневном свете, проявляя наибольшую созидательную активность именно в дневное время суток]…» (Св. Коран, 17:12); «И из числа Его знамений — ваш ночной сон [восстанавливающий силы и потраченную за день энергию] и [получасовой или часовой сон] днем [дабы отдохнули вы телом и душою]. А также то, что вы стремитесь к проявлению Его милости [например, испытывая чувство голода или жажды, утоляете их; заболевая, начинаете внимательнее относиться к собственному здоровью, лечитесь]…» (Св. Коран, 30:23)

К сожалению, большинство лениво и инертно. «Мир полон людей, ожидающих, не явится ли кто-нибудь, чтобы подвигнуть их стать такими, какими они хотели бы себя видеть. Увы, они ждут автобуса там, где автобус не ходит, и могут прождать всю жизнь, если сами о себе не позаботятся. Так и случается с большинством. Лишь около 2% людей способны работать полностью самостоятельно». См.: Трейси Б. Съешьте лягушку! 21 способ научиться успевать. М.: Альпина Паблишерз, 2009. С. 107.

[9] «Не возлагает Аллах (Бог, Господь) на душу то, что больше ее сил (возможностей)» (см. Св. Коран, 2:286); «Кто уверовал и совершал благие дела [в жизни мирской], — а ведь Мы [говорит Господь миров] не возлагаем на душу (на человека) больше ее (его) возможностей, — те обитатели Рая навечно» (Св. Коран, 7:42); «На душу [человека] не возлагается то, что выше и больше ее возможностей» (см. Св. Коран, 23:62).

[10] «Они [обитатели Рая] были [в мирской обители] терпеливы [умели достигать недостижимого, преодолевать непреодолимое. Они терпеливо сеяли и не торопились с жатвой. Сквозь земные испытания они проходили достойно, не склоняя головы, кроме как пред Богом]. И полагались на их Господа [сердцем, мыслями, глобальностью целей и задач]» (Св. Коран, 29:59).

[11] «…Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я [говорит Господь миров] вам еще больше [мирских и вечных благ]. Но если вы будете неблагодарны [станете жаловаться: «Ну почему, за что мне это!», «Я не заслужил такого!»], знайте — Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).

[12] Молитвенные формулы, имеющие целительную силу. См. подробнее об этом далее.

[13] Хадис от Абу Хузамы; св. х. Ахмада. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 157, глава № 49, хадис № 49.

[14] Полезная информация в контексте причин к исцелению.

1. Имбирь (корень) — природный антисептик (заменитель антибиотиков, не имеющий побочных эффектов). Предварительно нарезанный кусочками и отваренный в воде в течение 5–10 минут, корень имбиря превращается в великолепное лекарство на случаи ослабления иммунной системы, например при легких или тяжелых формах простудных заболеваний. Отвар пьют до еды, добавляя в чай или во время еды.

2. Киви. В кожице данного фрукта содержится в 3 раза больше антиоксидантов, чем в мякоти. Она (кожица) обладает антисептическими свойствами и помогает бороться с вредными бактериями желудка.

Антисептики — противогнилостные средства, предназначенные для предупреждения процесса разложения. В качестве современных антисептических веществ используют: неорганические соединения — перекись водорода, нитрат серебра, йодный раствор; органические антибактериальные препараты — антибиотики.

[15] См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 155, глава № 49, хадис № 43.

Медицина Пророка

Здоровье

Лечение

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic