Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Мисвак (сивак)

Мисвак (сивак) — это чистка зубов, а также то, чем чистят зубы, удаляют остатки пищи и снимают налет. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Сивак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]»[1]. Есть дерево, ветки которого во времена Пророка применялись, как и сегодня применяются, в качестве щетки и пасты одновременно. Именно эти веточки, нарезанные примерно на длину современных зубных щеток, и подразумеваются в первую очередь в упомянутом хадисе, как и во всех других хадисах, рассказывающих о мисваке, или сиваке. На сегодняшний день научными исследованиями доказана значительная и многогранная польза мисвака для полости рта. Например, зубной налет, от которого возникает кариес, счищается этой палочкой очень эффективно.

«Экстракт этого дерева по своим химическим свойствам схож с такими антибактериальными и антикариесными веществами, как триклозан и хлоргексидин. Кроме того, в мисваке содержатся фтор, витамин С, танин, алкалоиды и флавоноиды. Поэтому использование мисвака укрепляет зубы, предохраняет от появления и дальнейшего развития кариеса, уменьшает зубную боль, устраняет плохой запах изо рта, укрепляет десны, а также придает зубам блеск и белизну. Современными исследованиями доказано также, что мисвак содержит в большом количестве биологически активные вещества, полезные для всего организма. Некоторой заменой мисваку, хотя и гораздо менее эффективной, могут служить веточки оливкового дерева, грецкого ореха и некоторых других деревьев»[2]. Среди современных зубных паст имеются и такие, основным компонентом которых является мисвак.

Что касается времени использования, то оно не имеет ограничений: после сна, после продолжительного молчания или разговора, после еды и т. д. Главным, в соответствии с действиями пророка Мухаммада, является постоянный уход за полостью рта с целью сохранения здоровья и свежести дыхания. Например, ‘Аиша передавала, что «посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы»[3].

Ученые-богословы единодушны: чистка зубов мисваком (как и иная форма поддержания полости рта в чистоте) является сунной муаккяда (обязательным на уровне сунны), так как Пророк был постоянен в этом и побуждал к этомудругих.

Относительно чистки зубов палочкой-мисваком непосредственно перед совершением очередной молитвы-намаза следует заметить, что в одном хадисе говорится о желательности чистки зубов перед полосканием рта во время совершения малого омовения (вуду’), а в другом — перед молитвой. Но последнее не говорит однозначно в пользу чистки прямо перед проговариванием намерения о совершении молитвы-намаза. Ведь желательно, чтобы в полости рта во время молитвы не было остатков пищи и чего-либо иного. А потому рекомендуется после использования сивака прополоскать рот.

И в заключение приведу еще один хадис: «Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, когда просыпался, чистил зубы перед тем, как совершить омовение»[4].

Можно ли пользоваться мисваком во время соблюдения поста?

По данному вопросу имеются два практических пояснения.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов говорят о нежелательности использования мисвака (палочки, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно) после начала времени полуденной молитвы («Зухр») и до захода солнца. Аргументация у них не прямая, а косвенная. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Запах изо рта постящегося пред Всевышним лучше запаха благовония» (св. х. аль-Бухари и Муслима). «То есть, — заключила данная группа ученых, — желательно после полудня сохранить естественный запах полости рта».

Богословы ханафитского и маликитского мазхабов говорят о допустимости использования мисвака на протяжении всего времени поста. Опираются они в своем заключении на все хадисы, подчеркивающие необходимость чистоты полости рта и побуждающие к ее сохранению и удалению неприятных запахов, а также на два специальных хадиса, касающихся постящегося. Пророк Мухаммад говорил: «Одним из наилучших качеств постящегося является [применение] мисвака» (хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Маджа), а также слова ‘Амира ибн Раби‘а: «Пророк Мухаммад постоянно пользовался мисваком во время поста» (св. х. Ахмада и ат-Тирмизи и Абу Дауд)[5].

Имам аш-Шавкяни, например, говорил: «Правильным является желательность (мустахаб) использования мисвака на протяжении всего времени поста. Так считала большая часть ученых»[6].

Пользоваться зубной щеткой во время поста без зубной пасты допускается, а вот от чистки зубной пастой в это время лучше воздержаться либо использовать в малом количестве. Многие богословы говорят, что попадание ее непосредственно в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не проглатывать.

Правда ли, что, если перед совершением молитвы-намаза почистить зубы мисваком, молитва будет в семьдесят раз лучше по вознаграждению?

Я не встречал достоверного высказывания Пророка об этом. Думаю, что подобное крайне маловероятно, так как мисвак относится к вещам, дополняющим молитву.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, ан-Насаи и др.

См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадис № 4832, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.

[2] Восточные рецепты: белоснежная улыбка // http://subscribe.ru/archive/science.health.genesha/200706/27080918.html

[3] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 118, хадис № 121.

[4] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 119, хадис № 123.

[5] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 119, 120, хадисы № 125, 126.

[6] Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120.

Гигиена

Мисвак

Сивак

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic