Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Му‘тазилиты

Данное течение[1] в мусульманской акыде (вероубеждении) возникло в результате разногласий между Васылем ибн ‘Ато’[2] и аль-Хасаном аль-Басри[3]. Последний был учителем первого, и разногласие между ними возникло в вопросе того, «каково положение совершившего большой грех, который умер, не успев раскаяться?».

Как это произошло

Однажды Васыль сидел на уроке своего учителя. Зашел мужчина и спросил аль-Хасана аль-Басри: «В наше время появилось течение, которое объявляет безбожником совершающего большой грех[4]. Это хариджиты[5]. А также те, кто не делает окончательного вывода, а оставляет на суд Божий, говоря: “Грех не помеха вере (не может лишить веры), как и покорность Богу бесполезна в случае безбожия (отсутствия веры как таковой)”. Они называют себя мурджи’итами».

Аль-Хасан аль-Басри не стал спешить с ответом, задумался. Но его ученик Васыль ибн ‘Ато’ сказал: «Не могу сказать, что совершивший большой грех является абсолютно верующим или абсолютно безбожником. Он находится между двумя этими положениями (ни здесь, ни там)». После он, Васыль, удалился к одной из сторон мечети и стал развивать свою теорию, обосновывать ее и преподавать другим. В ответ на произошедшее аль-Хасан аль-Басри сказал: «Васыль отдалился от нас (ушел от нас)». Он использовал глагол «и‘тазаля», отсюда и пошло название «му‘тазилиты».

Это произошло в Басре. Позже данное догматическое течение распространилось в Ираке. Его придерживались как некоторые из числа омейядских правителей[6], так и некоторые из числа аббасидских[7]. В период правления Аббасидов у му‘тазилитов было два учебных заведения: одно в Басре, другое в Багдаде. По ряду догматических вопросов они сильно полемизировали друг с другом.

Нужно отдать должное, ученые этого течения внесли огромный вклад в донесение мусульманских истин и ценностей до представителей разных культур и религий в период правления омейядских халифов, когда границы халифата за 80 лет достигли небывалых размеров[8]. Здесь уже недостаточным было простое бедуинское понимание единственности Бога, а нужно было убеждать инакомыслящих через сложные умозаключения, используя логику и философию, в чем му‘тазилиты того времени значительно преуспели.

В период правления Аббасидов му‘тазилиты на некоторое время получили большую поддержку у власть предержащих: на них была сделана ставка в плане государственной идеологии. Но проблема возникла в том, что остальные мусульманские ученые, не во всем соглашавшиеся с му‘тазилитами, оказались в немилости и были подвергнуты жестоким угнетениям и притеснениям. Получив поддержку власти, му‘тазилиты стали переходить границы допустимого в богословских полемиках, начали уходить в крайности, а несогласных устранять. Обычный народ, видя эту несправедливость, все больше считал представителей данного течения отступившими от веры.

Данное догматическое течение отличается тем, что значительную роль отдает человеческому разуму.

Основные отличия му‘тазилитов в вопросах вероубеждения 

1. Обязательность (вуджуб) познания Аллаха (Бога, Господа) разумом;

2. Утверждение, что Коран сотворен (махлюк);

3. Отрицание возможности увидеть Аллаха (Бога, Господа) в вечности, так как это подразумевает придание Ему формы и места;

4. Обязательность выполнения обещанного Аллахом (Богом, Господом) как в вопросе Божьего воздаяния, так и Божьего наказания, то есть Бог обязан сделать это;

5. Аллах (Бог, Господь) желает хорошее (благословляет на него) и не желает плохого (оно реализуется само собой, без Его благословения);

6. Совершивший большой грех (аль-кябира) и не успевший раскаяться до наступления смерти – находится между двумя положениями (ни здесь, ни там) и не может получить заступничества в Судный День. Он пребудет в Аду вечно, но не в том месте, где окажутся безбожники (кяфиры).

Му‘тазилиты и наше время

Как и где представлено данное догматическое течение на сегодня? По сути никак. Этого течения в современном мире как такового не существует.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] При написании материала основным моим источником стала книга Хасана ас-Сайида Мутавалли «Музаккиратуль-фирак».

[2] Васыль ибн ‘Ато’ (80–131 гг. по хиджре; 699–748 гг.) — мутакяллим (ученый в вопросах вероубеждения), проповедник и писатель. Родился в Медине, вырос в Басре. Родоначальник течения му‘тазилитов. Обучал и отправлял своих учеников в самые разные области арабского халифата. Автор нескольких богословских трудов. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 4. С. 69.

[3] Аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (21–110 гг. по хиджре; 642–728 гг.) — известный факых, мухаддис, муфассир. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Был имамом (духовным руководителем) города Басра; считается ученейшим человеком своего времени. Родился в Медине. Рос под опекой имама ‘Али ибн Абу Талиба. Особенно отличался красноречием, мудростью и мужеством. Умер в Басре. См.: аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 1986. Т. 2. С. 226, 227.

[4] К большим грехам (аль-кябира, мн. аль-кябаир) в Исламе относится то, что имеет прямой и однозначный запрет в Коране или Сунне. Например, прелюбодеяние, обман, воровство, ущемление прав другого, предательство, клевета, доставление неприятностей соседу, ношение золота мужчинами, обман в торговых сделках, обвешивание и т. д.

[5] Подробнее о хариджитах читайте в моем богословском материале “Хариджиты. История и современность” на сайте umma.ru.

[6] Омейяды — династия халифов, основанная Му‘авией в 661 году. Омейяды Суфьянидской и Марванидской ветвей правили в Дамасском халифате до середины VIII века. В 750 году в результате восстания Абу Муслима их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абдурахмана I.

[7] Аббасиды — вторая династия арабских халифов, происходившая от Аббаса ибн Абдуль-мутталиба, дяди пророка Мухаммада. В 750 году Аббасиды свергли Омейядов на всей территории халифата, кроме территории будущего Кордовского эмирата.

[8] Омейядский халифат считается одной из самых больших держав в мире. Территория его простиралась от Китая на востоке до Франции на западе.

Акыда

Му‘тазилиты

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic