Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Му‘тазилиты

Данное течение[1] в мусульманской акыде (вероубеждении) возникло в результате разногласий между Васылем ибн ‘Ато’[2] и аль-Хасаном аль-Басри[3]. Последний был учителем первого, и разногласие между ними возникло в вопросе того, «каково положение совершившего большой грех, который умер, не успев раскаяться?».

Как это произошло

Однажды Васыль сидел на уроке своего учителя. Зашел мужчина и спросил аль-Хасана аль-Басри: «В наше время появилось течение, которое объявляет безбожником совершающего большой грех[4]. Это хариджиты[5]. А также те, кто не делает окончательного вывода, а оставляет на суд Божий, говоря: “Грех не помеха вере (не может лишить веры), как и покорность Богу бесполезна в случае безбожия (отсутствия веры как таковой)”. Они называют себя мурджи’итами».

Аль-Хасан аль-Басри не стал спешить с ответом, задумался. Но его ученик Васыль ибн ‘Ато’ сказал: «Не могу сказать, что совершивший большой грех является абсолютно верующим или абсолютно безбожником. Он находится между двумя этими положениями (ни здесь, ни там)». После он, Васыль, удалился к одной из сторон мечети и стал развивать свою теорию, обосновывать ее и преподавать другим. В ответ на произошедшее аль-Хасан аль-Басри сказал: «Васыль отдалился от нас (ушел от нас)». Он использовал глагол «и‘тазаля», отсюда и пошло название «му‘тазилиты».

Это произошло в Басре. Позже данное догматическое течение распространилось в Ираке. Его придерживались как некоторые из числа омейядских правителей[6], так и некоторые из числа аббасидских[7]. В период правления Аббасидов у му‘тазилитов было два учебных заведения: одно в Басре, другое в Багдаде. По ряду догматических вопросов они сильно полемизировали друг с другом.

Нужно отдать должное, ученые этого течения внесли огромный вклад в донесение мусульманских истин и ценностей до представителей разных культур и религий в период правления омейядских халифов, когда границы халифата за 80 лет достигли небывалых размеров[8]. Здесь уже недостаточным было простое бедуинское понимание единственности Бога, а нужно было убеждать инакомыслящих через сложные умозаключения, используя логику и философию, в чем му‘тазилиты того времени значительно преуспели.

В период правления Аббасидов му‘тазилиты на некоторое время получили большую поддержку у власть предержащих: на них была сделана ставка в плане государственной идеологии. Но проблема возникла в том, что остальные мусульманские ученые, не во всем соглашавшиеся с му‘тазилитами, оказались в немилости и были подвергнуты жестоким угнетениям и притеснениям. Получив поддержку власти, му‘тазилиты стали переходить границы допустимого в богословских полемиках, начали уходить в крайности, а несогласных устранять. Обычный народ, видя эту несправедливость, все больше считал представителей данного течения отступившими от веры.

Данное догматическое течение отличается тем, что значительную роль отдает человеческому разуму.

Основные отличия му‘тазилитов в вопросах вероубеждения 

1. Обязательность (вуджуб) познания Аллаха (Бога, Господа) разумом;

2. Утверждение, что Коран сотворен (махлюк);

3. Отрицание возможности увидеть Аллаха (Бога, Господа) в вечности, так как это подразумевает придание Ему формы и места;

4. Обязательность выполнения обещанного Аллахом (Богом, Господом) как в вопросе Божьего воздаяния, так и Божьего наказания, то есть Бог обязан сделать это;

5. Аллах (Бог, Господь) желает хорошее (благословляет на него) и не желает плохого (оно реализуется само собой, без Его благословения);

6. Совершивший большой грех (аль-кябира) и не успевший раскаяться до наступления смерти – находится между двумя положениями (ни здесь, ни там) и не может получить заступничества в Судный День. Он пребудет в Аду вечно, но не в том месте, где окажутся безбожники (кяфиры).

Му‘тазилиты и наше время

Как и где представлено данное догматическое течение на сегодня? По сути никак. Этого течения в современном мире как такового не существует.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] При написании материала основным моим источником стала книга Хасана ас-Сайида Мутавалли «Музаккиратуль-фирак».

[2] Васыль ибн ‘Ато’ (80–131 гг. по хиджре; 699–748 гг.) — мутакяллим (ученый в вопросах вероубеждения), проповедник и писатель. Родился в Медине, вырос в Басре. Родоначальник течения му‘тазилитов. Обучал и отправлял своих учеников в самые разные области арабского халифата. Автор нескольких богословских трудов. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 4. С. 69.

[3] Аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (21–110 гг. по хиджре; 642–728 гг.) — известный факых, мухаддис, муфассир. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Был имамом (духовным руководителем) города Басра; считается ученейшим человеком своего времени. Родился в Медине. Рос под опекой имама ‘Али ибн Абу Талиба. Особенно отличался красноречием, мудростью и мужеством. Умер в Басре. См.: аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 1986. Т. 2. С. 226, 227.

[4] К большим грехам (аль-кябира, мн. аль-кябаир) в Исламе относится то, что имеет прямой и однозначный запрет в Коране или Сунне. Например, прелюбодеяние, обман, воровство, ущемление прав другого, предательство, клевета, доставление неприятностей соседу, ношение золота мужчинами, обман в торговых сделках, обвешивание и т. д.

[5] Подробнее о хариджитах читайте в моем богословском материале “Хариджиты. История и современность” на сайте umma.ru.

[6] Омейяды — династия халифов, основанная Му‘авией в 661 году. Омейяды Суфьянидской и Марванидской ветвей правили в Дамасском халифате до середины VIII века. В 750 году в результате восстания Абу Муслима их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абдурахмана I.

[7] Аббасиды — вторая династия арабских халифов, происходившая от Аббаса ибн Абдуль-мутталиба, дяди пророка Мухаммада. В 750 году Аббасиды свергли Омейядов на всей территории халифата, кроме территории будущего Кордовского эмирата.

[8] Омейядский халифат считается одной из самых больших держав в мире. Территория его простиралась от Китая на востоке до Франции на западе.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1