Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Целительная сила [находится] в трех [1] вещах: в глотке [питье] меда, в надрезе пиявки (кровопускании) и прижигании. Но я запрещаю [2] своим последователям использовать прижигание» [3].
Значительная часть исламских ученых-богословов [4] около тысячи лет тому назад поясняла этот хадис следующим образом: «Заболевания человека, как и его состояния, темперамент, можно условно поделить на четыре категории: сангвинические (кровь) [5], холерические (желчь) [6], флегматические (флегма) [7] и меланхолические (черная желчь) [8]. При сангвиническом состоянии наиболее полезно кровопускание. Во всех остальных случаях наиболее предпочтительны лекарства, очищающие организм изнутри, первым среди которых является именно мед. Применение его эффективно с разных сторон: он оказывает общеукрепляющее, витаминизирующее, противопростудное, слабительное, выводящее из организма вредные отложения и прочее действие. Мед очищает пищеварительный тракт, способствует лучшей работе печени, почек и мочевого пузыря, улучшает кровообращение».
Пить мед лучше натощак, разбавляя его в теплой воде, как это делал пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) [9].
Некоторые исламские ученые резюмировали пользу меда следующими словами: «Мед выводит и удаляет шлаки и нечистоты из кишок. Промывает ворс желудка и некоторым образом нагревает его. Укрепляет желудочно-кишечный тракт. Облегчает употребление внутрь неприятных на вкус лекарств. Нормализует мочеиспускание и регулы. Помогает при кашле.
Мед — это еда, сладость, напиток и в то же время лекарство…» [10].
Обращаю ваше внимание, что сам пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) не детализировал то, какова польза меда, а лишь сказал, что в меде — целительная сила, исцеление, как упомянуто это в Священном Коране. В каких формах мед наиболее целителен, в каком количестве, в сочетании с чем и при каких заболеваниях особенно незаменим, обязаны раскрыть ученые и медики. Пророки давали ориентиры в каждой области жизнедеятельности человека. Видеть это или не замечать, применять или оставить без внимания — свободный выбор индивидуума, особенно представителей науки.
Считаю уместным упомянуть в связи с данной темой следующий хадис. Пророк Мухаммад призывал: «Будьте особенно внимательны к двум лекарствам: меду и Корану» [11]. Этот хадис дает знание о двух наиглавнейших целительных источниках: первый — ближе к физиологии человека, второй — к его духовной составляющей. Это короткое повествование Пророка объединило врачевание тела и души, земное целительство и небесное.
Мед и Коран — две вещи, которые действительно целительны для того, кто принимает их своей душой, с верой и покорностью пред Богом черпает из них живительную силу. Тела должны быть благородны своими поступками, а души — высоконравственны и чисты помыслами. В противном случае эффект может быть нулевым или прямо противоположным ожидаемому [12].
Но всегда при подробном рассмотрении данной темы исламские богословы добавляли, что мед не является панацеей, то есть лекарством от всех болезней. Это явно и очевидно специалисту, умеющему видеть и определять тонкости арабской грамматики, особенно в кораническом тексте [13].
Несколько упрощенно, но в то же время очень оригинально и символично выглядит рецепт четвертого праведного халифа, одного из самых набожных последователей пророка Мухаммада, имама ‘Али: «Если желает кто-либо из вас излечиться, то пусть напишет на листе (бумаги) строки из Священного Корана, растворит их (строки) в дождевой (в чистой питьевой) воде. Затем попросит у супруги своей денег для покупки меда. Но только так, чтобы она отдала их от чистого сердца, искренне. После этого купит мед, смешает его с той водою и выпьет. Воистину, это — лекарство (то есть целительно). Ведь в Священном Коране сказано: «И Мы, — говорит Всевышний Творец, — заложили в Коране то, что исцеляет» [14]; а также «…и низвели Мы с небес благодатную воду [15] [воду, полную Божественной благодати (баракята)]» [16]; а также «И если они (жены) с легкой душою дают вам что-то, то вкушайте как приятную, здоровую пищу» [17]. О меде же Всевышний сказал [18]: «В нем (меде) — исцеление для людей» [19].
Факты о меде [20]
Людям давно известен ряд природных продуктов, обладающих широким спектром целебных свойств. Одно из первых мест в этом списке занимает мед. Народная медицина широко использует его на протяжении уже более 4000 лет. Меду приписывалось свойство сохранять юность и бодрость. Знаменитый математик Древней Греции Пифагор (около 570–490 гг. до н. э.) утверждал, что он дожил до глубокой старости потому, что постоянно употреблял мед.
Древнегреческий философ Демокрит (460–370 гг. до н. э.) говорил, что для сохранения здоровья внутренности следует орошать медом, а наружность — маслом. Выдающийся врач, естествоиспытатель и поэт Абу ‘Али Ибн Сина (Авиценна, 980–1037 гг.) указывал: «Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мед». Особенно он рекомендовал регулярное употребление меда людям старше 45 лет.
Состав меда
Мед богат витаминами, минеральными веществами и белками. Многочисленные исследования показывают, что по обилию содержания микроэлементов мед не имеет себе равных среди продуктов растительного происхождения. Витамины в меде обладают большей активностью, чем синтетические витамины, так как биологическое действие витаминов зависит от их правильного сочетания с минеральными солями, играющими в данном случае роль катализаторов. В меде соотношение витаминов и минеральных солей оптимально. Сахара, поступающие вместе с медом в организм, не только являются энергетическим элементом, но и оказывают лечебное воздействие. Они выступают в роли универсального антитоксического средства.
Современные исследования показали, что мед состоит из воды (16–21%) и сухих веществ, среди которых преобладают сахара (до 75%). К последним относятся глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза и др. Глюкозы в меде содержится до 35%. Примерно столько же в нем фруктозы (плодового сахара), и не более 7% сахарозы. Благодаря тому, что в зрелом меде присутствует большое количество моносахаридов, усвоение его в организме человека происходит быстро, без особых энергетических затрат. Вот почему он по праву считается идеальным энергетическим продуктом. Кроме сахаров в состав меда входят белки (0,04–0,30%) растительного и животного происхождения, неорганические и органические кислоты (до 0,43%).
Из минеральных веществ в меде обнаружены соли кальция, натрия, магния, железа, серы, хлора, фосфора. Все они имеют большое значение для организма человека. Кальций, например, является составной частью костной ткани, железо входит в состав гемоглобина крови, необходимого для переноса ею кислорода, и т. д. Мед содержит почти все микроэлементы (алюминий, бор, железо, йод, магний, натрий, серу, цинк и др.), входящие в состав крови и активно участвующие в обменных процессах. В нем обнаружены витамины группы В и вещества, значительно влияющие на углеводный и белковый обмен человеческого организма, предупреждающие развитие атеросклероза. Один из белков, обнаруженных в меде, гамма-глобулин, способствует выработке защитных функций организма (антитоксических, противовирусных и противобактериальных).
Мед не вызывает привыкания. Одна чайная ложка его содержит 60 калорий и на 25% слаще, чем сахар. В комбинации с другими питательными качествами мед является прекрасной пищей для всех клеток нашего тела.
Лечебные свойства меда
Мед эффективен во многих случаях, начиная заболеваниями органов пищеварения и заканчивая лечением ран и ожогов.
Он оказывает тонизирующее, антимикробное, противорадиационное, иммуномодулирующее воздействие. Эффективен при неврастениях, астениях, депрессии, атеросклерозах, стенокардии, энцефалитах, ожирении и истощении организма, способствует снятию психического и физического перенапряжения. Рекомендовано принимать его после хирургического вмешательства, родов со значительной кровопотерей и при анемии. Препараты пчелиного маточного молочка весьма действенны в комплексном лечении гриппа и пневмонии.
Имеется целый ряд клинических наблюдений, свидетельствующих о хорошем терапевтическом эффекте при лечении больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями (гипотоническая болезнь, стенокардия). Благоприятное воздействие меда при этих заболеваниях связано с предотвращением атеросклеротических изменений в стенках сосудов за счет уменьшения содержания в крови холестерина.
Антибактериальные свойства меда были доказаны еще в 1912 году. При наложении меда на раневую поверхность в ней усиливается кровоток и отток лимфы, которые механически промывают рану и создают лучшие условия для питания клеток в зоне раны. Кроме того, мед губительно действует на многие микробы. Лучшие результаты дает применение меда в сочетании с рыбьим жиром, в котором содержится много витамина А, способствующего скорейшему заживлению ран. Более того, мед создает в ране враждебную для различного рода бактерий кислотную среду.
Принятый внутрь пчелиный мед снижает кислотность желудочного сока, в целом положительно влияет на желудочно-кишечный тракт, рекомендуется при лечении язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и при повышенной кислотности.
Постоянное потребление меда повышает иммунобиологическую реактивность организма, делает его устойчивым к инфекциям, а заболевший организм переносит болезнь легче.
Противопоказания к употреблению меда
Лечение медом противопоказано людям, имеющим аллергические проявления при употреблении его.
Побочные действия при медолечении могут проявляться нежелательными кожными, дыхательными и желудочно-кишечными реакциями организма. Они зависят от приобретенной или наследственной гиперчувствительности к меду.
Гиперчувствительность к меду наблюдается у 0,4% людей. Ингаляционный способ применения меда не рекомендуется людям с резко выраженной эмфиземой, с повышенной температурой, с сердечной недостаточностью.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Три формы врачевания, упомянутые в данном хадисе, являются одними из основных, но, безусловно, далеко не единственными. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 282.
[2] В сочетании с другими достоверными хадисами более правильно будет перевести как «не рекомендую». Ученые-богословы говорили, что прижигание допустимо только в случае крайней необходимости, когда другие формы врачевания недоступны, противопоказаны или бездейственны. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36.
[3] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 280, хадисы № 5680, 5681, а также 5682, 5683, 5684.
[4] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 282; Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36.
[5] Сангвиник — подвижный, жизнерадостный, живой, увлекающийся человек.
[6] Холерик — быстро возбуждающийся, горячий, энергичный человек.
[7] Флегматик — человек с медленной восприимчивостью и слабой активностью, трудно раздражающийся, терпеливый и хладнокровный.
[8] Меланхолик — человек, склонный к тоске, хандре, грусти, к мрачным мыслям. [9] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 26, 27.
[10] Подробнее см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 284; Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 26.
[11] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа (№ 3452) и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 342, хадис № 5534, «сахих»; Аль-муснад аль-джами‘. Т. 12. С. 45. [12] «Что же касается тех, чьи сердца больны (духовно нездоровы), то их гнусное душевное состояние становится еще более скверным. [До самой смерти они так и не изменяются.] Уходят они из этого мира в состоянии безбожия» (см.: Св. Коран, 9:125).
[13] См., например: Аз-Замахшари М. (467–538 по хиджре). Аль-кяшшаф ‘ан хакаикы ат-танзиль… [Раскрывающий истины (ценности) Писания…]. В 4 т. Египет: Мустафа аль-Баби аль-Халяби, 1972. Т. 2. С. 418. [14] См.: Св. Коран, 17:82.
[15] По-настоящему чистая вода — это та, что с небес. Но в современных реалиях и она сильно может загрязниться, проходя через близкие к земле загазованные слои атмосферы. Для питья желательно использовать чистую воду, которая также в основе своей поступает в виде атмосферных осадков и которую люди, по милости Всевышнего, научились очищать и делать пригодной для питья.
[16] См.: Св. Коран, 50:9.
[17] См.: Св. Коран, 4:4.
[18] См.: Св. Коран, 16:69.
[19] Упомянутые слова имама ‘Али ибн Абу Талиба см.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 4. С. 503.
[20] Информация любезно предоставлена хирургом, доктором медицинских наук, Лауреатом международных Премий и Премии Правительства РФ в области науки и техники С.-Х. М. Батаевым.