Подлинные цвета
Кем быть, какими? Зелеными? — оставим это экологам из Гринпис. Красными, белыми, черными? — это достояние истории. А про разноцветность — вообще умолчим.
Человек сегодня (вне зависимости от национальности и конфессии) перегружен сложной системой общественных отношений, законов, веяний, тенденций, приоритетов, собственных устремлений и потребностей. Он просто не успевает подстроиться под постоянно трансформирующийся кодекс успешности, требующий от него гиперусилий, дабы всегда быть на требуемой высоте (подчас вопреки здравому смыслу), не выпасть из обоймы жизни[1]. Но как научиться играть по общепринятым правилам, не изменив при этом себе? Как выигрывать, даже будучи единственным игроком в команде, и причем на чужом поле? Где найти свой цвет, свой стиль игры и самой жизни?.. Человек социален, ему требуется среда, общество, в котором он смог бы реализоваться, найти себя, почувствовать и раскрыть свои силы, свой потенциал. Возможно, общение и есть плацдарм к новым духовным вершинам обретения подлинного цвета «я».
Что значит «общение»? Что такое искусство слушать? В чем состоит культура разговора? Эти вопросы кажутся банальными, но лишь в том случае, если мы ни разу не пробовали на них ответить…
Чаще всего люди реагируют не на сами слова, а на свои впечатления от этих слов. То есть выдают то, как реагирует на входящую информацию их разум, какие при этом у них возникают эмоции, взращенные на тех или иных устоях мироощущения. К примеру, двум людям, принадлежащим к одной конфессии, но разным по ментальности, можно сказать одно и то же, и интерпретация этого окажется совершенно разной. Один проигнорирует, другой — вспылит, да так, что от высоких сентенций[2], которые он с таким упоением произносил мгновение назад, не останется и следа. Поэтому важно не столько то, что мы говорим, сколько то, осознаем ли мы сами и применяем ли в жизни то, что желаем донести до других. Важны наши собственные реакции, которые оттачиваются, облагораживаются, апробируются, систематизируются, доводятся до автоматизма на протяжении десятилетий, точнее — всей жизни. Важно научиться умению уважать взгляды других, даже если не разделяем их, извлекая при этом из подобного общения пользу.
Чем полезна вера? Наверное, всякий согласится: вера дает особую систему координат, дает новые навигационные установки, позволяет искать новые приоритеты, она исключает стагнацию, пессимистический паралич. Взять хотя бы обязательную молитву, которая вопреки расслабленности, апатии и независимо от различных жизненных ситуаций должна быть совершена в отведенное ей время. То есть существует дисциплина и постоянство, не исключающие поиск, движение: «Не перестанет Всевышний одаривать вас Своей милостью (щедростью), пока не овладеет вами чувство скуки (душевной тоски)! [Думайте, принимайте решения и действуйте с перспективой на будущее, не забывая об изменчивости настроения, состояний и возможностей!]» Наиболее любимо пред Аллахом (Богом, Господом) то, что постоянно, даже если оно мало[3], [4].
При таком подходе не страшно ошибиться, ведь промах станет очевиден очень скоро, что поможет исправить ошибку. Подвижность исключает однотонность, дает массу оттенков цвета, контрастность, учит общению (а осмысленные и исправленные ошибки в процессе его дают рост); учит интровертов раскрываться всем своим внутренним позитивным началом, сохраняя при этом уникальность, индивидуальное духовное пространство, наполненное Им, Господом миров.
Мы с вами попытались постичь лишь основные ценностные конструкции жизни, а вот цвет — у каждого свой. И пусть у него нет даже названия, главное, чтобы он украшал жизнь самого человека и тех, кто рядом с ним.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] К примеру, веяния моды в одежде с появлением новых «гламурных» коллекций или выход обновленной модели «Мерседеса» S-класса, когда ради поддержания имиджа ты обязан избавляться от еще новой машины, хотя уже устаревшей модели.
[2] Сентенция — изречение нравоучительного характера.
[3] Последнее предложение в данном случае является словами ‘Аиши, передавшей данный хадис. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 138.
[4] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 38, хадис № 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 136–138, хадис № 43 и пояснение к нему.