Этот намаз[1] не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.
Может содержать от двух до восьми ракяатов (по желанию молящегося).
Время совершения «Духа» наступает после того, как солнце поднимется над землей на высоту одного копья или двух (20–40 минут после начала восхода), и завершается с приближением солнца к зениту (за 20–40 минут до наступления времени дневной молитвы).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «С каждого сустава [человеческого тела] ежедневно [выплачивается] милостыня (садака). [Знайте же] любое восхваление Господа (субханал-лах) – милостыня; любая благодарность Господу (аль-хамду лил-лях) – милостыня; слова «ля иляхэ иллял-лах» – милостыня; слова «аллаху акбар» – милостыня; побуждение к благому – милостыня; препятствование скверному – милостыня. А можно совершить два ракяата во время «Духа» [что и станет дневной благодарностью за все суставы нашего тела]»[2].
Также Пророк однажды сказал: «В [теле] человека 360 суставов, за которые он должен расплачиваться милостыней». Сподвижники воскликнули: «Кто же сможет столько заплатить?» Пророк ответил: «[Вам достаточно] прибраться в мечети [быть чем-то полезным в вопросах функционирования мечети] или освободить дорогу от того, что мешает людям. Если у вас нет такой возможности, то совершите два ракяата во время «Духа»[3].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Духа (араб.) – временной промежуток, который начинается через 20–40 минут после восхода и заканчивается за 20–40 минут до вхождения солнца в зенит. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 282.
[2] Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 156, хадисы № 1285, 1286, оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 68, хадис № 956.
[3] Хадис от Бурайды; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См., например: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 1. С. 376, 377, хадисы № 1311 и № 1315.