«Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) молился вместе со своими сподвижниками. [Во время молитвы] Пророк вдруг снял обувь и положил слева от себя. Увидев это, сподвижники сделали то же самое. Когда он завершил молитву, то спросил: «Что побудило вас снять обувь?» Они ответили: «Увидели, что ты снял, а потому и мы сняли». Он пояснил: «Поистине, [ангел] Джабраил (Гавриил) пришел ко мне и сообщил, что на ней нечистоты (наджаса) [канонически нечистое]. [Впредь] если кто-то из вас заходит в мечеть, то пусть посмотрит [на свою обувь]. Увидев на ней какие-то нечистоты, пусть удалит их (протрет), затем может молиться в ней [то есть не снимая обуви]»[1].
Как считают ученые-богословы, данный хадис указывает на каноническую дозволенность совершения молитвы в обуви. Известные богословы ан-Наха‘и[2] и аль-Авза‘и[3] утверждали, что «с канонической точки зрения дозволено совершение молитвы в обуви [ботинках, сапогах и т. д.], очищенной от нечистот посредством земли [песка]»[4].
Необходимо учитывать, что в мечети Пророка пол был земляным. Поэтому молиться в обуви уместно, когда вы на улице, на природе. Особо актуальным это является в холодное время года. Что же касается молитвы дома и в мечети, где имеется чистый пол или ковровые покрытия, то обувь необходимо снимать во благо сохранения чистоты и порядка.
*
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас обувью своей наступил на нечистоты [то, что является канонически нечистым, наджаса], то земля для этого — чистящее средство [то есть земля в этом случае может служить очищающим средством, и этого будет достаточно]»[5]. Часто люди, особенно начинающие религиозную практику, щепетильны в вопросе чистоты. Они усложняют себе религиозную практику, что в итоге приводит к оставлению ее вовсе[6]. Печально, но факт.
Приведенный достоверный хадис говорит о том, что канонически достаточно удаления нечистот с обуви землей и можно благополучно молиться в этой обуви, даже если остался запах. Чистота от видимого помета, например, и отсутствие неприятного запаха – это хорошо, но в хадисе сказано о канонически дозволенном и достаточном для совершения очередной молитвы-намаза, говорится именно о ритуальной чистоте.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Абу Дауда, аль-Байхакы и других мухаддисов; Ибн Хузэйма отметил достоверность («сахих») этого хадиса. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 92, хадис № 650, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 315.
[2] Ибрахим ибн Язид ан-Наха‘и (47–96 гг. по хиджре) — один из знаменитых мусульманских факыхов и мухаддисов.
[3] Абдурахман аль-Авза‘и (88–157 гг. по хиджре) — один из знаменитых мусульманских факыхов и мухаддисов. Среди его трудов наиболее известны «Ас-сунан» и «Аль-масаиль».
[4] См.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 316.
[5] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 66, хадис № 385, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 316, хадис № 14/204 и пояснение к нему.
[6] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды и настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 232, хадис № 7–(2670); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих».