Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Намаз, совершаемый в обуви

«Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) молился вместе со своими сподвижниками. [Во время молитвы] Пророк вдруг снял обувь и положил слева от себя. Увидев это, сподвижники сделали то же самое. Когда он завершил молитву, то спросил: «Что побудило вас снять обувь?» Они ответили: «Увидели, что ты снял, а потому и мы сняли». Он пояснил: «Поистине, [ангел] Джабраил (Гавриил) пришел ко мне и сообщил, что на ней нечистоты (наджаса) [канонически нечистое]. [Впредь] если кто-то из вас заходит в мечеть, то пусть посмотрит [на свою обувь]. Увидев на ней какие-то нечистоты, пусть удалит их (протрет), затем может молиться в ней [то есть не снимая обуви]»[1].

Как считают ученые-богословы, данный хадис указывает на каноническую дозволенность совершения молитвы в обуви. Известные богословы ан-Наха‘и[2] и аль-Авза‘и[3] утверждали, что «с канонической точки зрения дозволено совершение молитвы в обуви [ботинках, сапогах и т. д.], очищенной от нечистот посредством земли [песка]»[4].

Необходимо учитывать, что в мечети Пророка пол был земляным. Поэтому молиться в обуви уместно, когда вы на улице, на природе. Особо актуальным это является в холодное время года. Что же касается молитвы дома и в мечети, где имеется чистый пол или ковровые покрытия, то обувь необходимо снимать во благо сохранения чистоты и порядка.

*

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас обувью своей наступил на нечистоты [то, что является канонически нечистым, наджаса], то земля для этого — чистящее средство [то есть земля в этом случае может служить очищающим средством, и этого будет достаточно]»[5]. Часто люди, особенно начинающие религиозную практику, щепетильны в вопросе чистоты. Они усложняют себе религиозную практику, что в итоге приводит к оставлению ее вовсе[6]. Печально, но факт.

Приведенный достоверный хадис говорит о том, что канонически достаточно удаления нечистот с обуви землей и можно благополучно молиться в этой обуви, даже если остался запах. Чистота от видимого помета, например, и отсутствие неприятного запаха – это хорошо, но в хадисе сказано о канонически дозволенном и достаточном для совершения очередной молитвы-намаза, говорится именно о ритуальной чистоте.

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Абу Дауда, аль-Байхакы и других мухаддисов; Ибн Хузэйма отметил достоверность («сахих») этого хадиса. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 92, хадис № 650, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 315.

[2] Ибрахим ибн Язид ан-Наха‘и (47–96 гг. по хиджре) — один из знаменитых мусульманских факыхов и мухаддисов.

[3] Абдурахман аль-Авза‘и (88–157 гг. по хиджре) — один из знаменитых мусульманских факыхов и мухаддисов. Среди его трудов наиболее известны «Ас-сунан» и «Аль-масаиль».

[4] См.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 316.

[5] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 66, хадис № 385, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 316, хадис № 14/204 и пояснение к нему.

[6] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды и настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 232, хадис № 7–(2670); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих».

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic