Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Направления реализации закята

Одна из составляющих закята — то, на чьи нужды он расходуется, то есть то, какому контингенту людей, каким социальным группам выплачивается закят,— оговорена в Коране, причем подробно и прямым текстом, а не косвенным образом. Упоминая это в Своем заключительном Писании, Господь миров указывает на важность данного аспекта и, зная тонкости природы человека, не предоставляет верующим права самостоятельно решать и определять категории людей и цели, на которые расходуются средства, собранные в качестве закята. Смысловой перевод коранического аята о направлениях реализации закята гласит:

«Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]:

— бедным [не имеющим нисаба[1], то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят]; — нищим [неимущим и обездоленным]; — тем, кто занимается сбором и распространением закята; — тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности[2]; — для выкупа и освобождения рабов[3]; — на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними; — на пути Господа (фи сабилиль-лях)[4]; — путникам.

Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 9:60).

Необходимо знать, что при выплате закята на перечисленные в аяте цели или при передаче его людям, организациям, занимающимся его распределением среди нуждающихся, необходимо оговаривать, что это средства, выплачиваемые (или собранные) в качестве закята. Важным является не столько сбор и взимание налогов, сколько то, на что и как тратятся собранные налоги. Ведь именно в этом вопросе часто происходит нарушение справедливости, проявляется эгоистичность и слабость человеческой натуры. Это было и есть в самых разных обществах, и наиболее вероятно, что именно поэтому в Священном Писании данному вопросу уделено внимание. В Коране есть еще один важный аят, связанный с закятом:

«И среди них [слабых и лицемерных] есть те, кто выискивает недостатки и злословит в твой адрес [Пророк] касательно материальных отчислений [закятных средств][5]. Если им было бы дано из них [закятных средств; была бы дана материальная помощь], то они [лицемеры] остались бы довольны. Когда же им не дается, они начинают проявлять негодование и питать злобу. Если бы они довольствовались тем, что дал им Господь и Его посланник, и сказали [бы от всего сердца]: «(1) Достаточно нам Всевышнего [как помощника, заступника и одаряющего благами, которых мы не заслуживаем]. (2) Аллах (Бог, Господь) даст нам по Своей милости, а также Его посланник [когда придет должное время]. (3) Мы — с любовью устремленные к Нему [уверовали не для того, чтобы, как в торговле, приумножать свои материальные блага («я верую, поэтому, Господь, Ты мне дай это!»), однако — уверовали ради того, чтобы верить, и благодарим Бога за пробуждение в нас Его волею этих светлых и переходящих в вечность чувств]» (Св. Коран, 9:58, 59).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Нисаб — сумма, при наличии которой человек, по установлению Господа, обязан выплачивать закят. Об этом см. далее.

[2] Закят выплачивается с целью смягчить их сердца, развеять сомнения в истинности и справедливости законов Божьих, укрепить их в вере и исламской добродетели. Некоторые, по причине неполноценной осведомленности, говорят о том, что данное положение было якобы отменено вторым халифом ‘Умаром в годы его правления. «Отмененность» они обосновывают достоверным хадисом об обязательной приверженности пути (сунны) и примеру праведных халифов. Необходимо знать, что коранический текст никто отменить не в праве. Исключением может быть только то, когда во времена пророка Мухаммада некоторые канонические положения принимали свою окончательную форму в течение определенного периода времени, например как это было с запретом спиртного. С начала первого коранического повествования о пагубности его и до окончательной запретности прошло порядка двух лет. По этой теме в исламском богословии есть целый раздел под названием «насых-мансух». За последние сто лет мусульмане часто подвергались и подвергаются различным и в большей степени неоправданным нападкам; попадали и попадают под влияние атеистических, антигуманных и многих других порой хорошо финансируемых идеологий. Все это привело к тому, что они потеряли авторитет и лицо, которые были, к примеру, во времена халифа ‘Умара. В общем, сегодня мусульмане не являются представителями той праведности и богобоязненности, что присутствует в Коране и Сунне. Многое, что связано с Исламом, сегодня закрыто шорами стереотипов и легенд, которые были прорабатываемы и внедряемы недоброжелателями в сознание людей. Упомянутый пункт сейчас наиболее актуален, так как призывает смягчить сердца, взглянуть на вещи непредвзятым взглядом, проникнуться исламской добродетелью.

[3] Мусульманские установления изначально были направлены на постепенное искоренение рабовладельчества, которое в те времена широко распространилось во многих странах и у многих народов. Выкуп и освобождение рабов мусульманами, как того требует Священный Коран, способствовали распространению исламского вероучения как религии мира и равенства.

[4] Под словами «на пути Господа» подразумеваются все действия, способствующие распространению Слова Господа и Ислама вообще.

[5] Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часть закятных средств передал в помощь людям, близким к Единобожию, но не ставшим еще мусульманами. Увидев это, некоторые мусульмане, слабые в своей вере, возмутились и начали накапливать злобу в адрес Пророка, говорить непристойные вещи. Они вели себя так, будто бы у них что-то забрали. См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 196.

Закят

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic