Основным мнением в мусульманском богословии является то, которое ограничивает количество имен Аллаха (Бога, Господа) 99-ю[1]. Но однозначно достоверной информации о том, какие из имен Бога, упомянутые в Коране и Сунне, входят в эти 99 – нет.
Достоверной по согласию всех авторитетных ученых – нет. А потому есть несколько известных вариантов 99 имен.
На нашем сайте в отдельном разделе мы подробно раскрыли смыслы 99 имен Всевышнего и еще ряд дополнительных. Они имеют сильные аргументы в свою пользу. Ниже приведены еще 11 имен, которые встречаются, но не все ученые соглашаются с тем, что они относятся к 99, упомянутым в достоверном хадисе[2].
- ад-Дайяян الدَّيَّانُ — Судья
- ар-Рабб الرَّبُّ — Хозяин (Управляющий, Господин)
- аль-Маннаан الْمَنَّانُ — Оказывающий милость (Щедрый, Дающий).
- ан-Насыыр النَّصِيرُ — Победоносный, Защитник, Помогающий [слабому, притесненному].
- ад-Даарр الضَّارُّ — Сотворивший вредное.
- ан-Наафи‘ النَّافِعُ — Сотворивший полезное.
- аль-Ваалий الْوَالِي — Правящий [Управляющий всем].
- аль-Мааджид (الْمَاجِدُ) — одно из имен Аллаха, которое означает Обладатель великой щедрости и почета.
- аль-Маани‘ (اَلْمَانِعُ) — Запрещающий.
- аль-Вааджид (الْوَاجِدُ) — одно из имен Аллаха, которое означает Обладающий всем, чем пожелает.
- Мааликуль-мульк (مَالِكُ الْمُلْكِ) — одно из имен Аллаха, которое означает Властелин всего и вся [Обладатель безграничной власти и права над всем сущим].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: “Поистине, у Аллаха (Бога, Господа) 99 имен. 100, кроме одного. Кто перечислит их [сможет “охватить”, выучить], тот войдет в Рай”. Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 840, хадис № 2736; там же. Т. 4. С. 2307, хадис № 7392; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 16. С. 466, хадис № 7392 и пояснение к нему; там же. Т. 6. С. 444, хадис № 2736.
[2] Хадис о том, что их именно 99, но без перечисления каждого.