В последнее время много мужчин стали проявлять некоторые женские черты характера и наоборот. Скажите, пожалуйста, что сказано насчет этого в Исламе? Может ли мужчина быть мягким, чувствительным, эмоциональным и, допустим, сентиментальным (ведь в принципе это хорошие черты) или он должен быть жестче и хладнокровнее? П., 18 лет.
В Исламе об этом прямо не сказано. Есть лишь запрет на то, чтобы мужчина старался походить на женщину, а женщина — на мужчину. Но вы спрашиваете, как я понял, не об этом. Конечно, есть черты, которые должны быть превалирующими в мужчине (мужественность, например), другие — в женщине (к примеру, женственность)[1]. Но никто не отменял индивидуальность набора качеств и характеристик. Кому-то может понравиться жесткий мужской характер или смелый женский, кого-то эта жесткость и смелость могут оттолкнуть. Право выбора есть у каждого, важнее развивать в себе положительные черты, качества — мужские либо женские — из того, что изначально заложено в нас. Кстати, в Исламе нет такого утверждения, что мужчина-мусульманин должен быть жестким и хладнокровным. Достоверные хадисы и поведение самого Пророка говорят об обратном.
Наиболее вероятно, что такое представление о мусульманине вы почерпнули из современных СМИ и кинематографа, которые выставляют мусульман в роли диких, преступных и бесчувственных дикарей, хладнокровно кого-то убивающих или мучающих. Все это — недальновидная пропаганда либо окостенелость, ограниченность мышления отдельных личностей или организаций, сообществ. Дикаря и бессердечного глупца при желании можно найти в среде представителей любых религий и культур, но если нет такого заказа и необходимости, то никто не ищет, а мы — потребители информации, которую обычно не стараемся даже разжевать — потому и не видим, не замечаем.
Я хочу рассказать о своем разводе. Я замужем, у меня есть ребенок. В браке уже 2 года. Все скандалы в основном начались после того, как родился ребенок. Он постоянно плакал, трудно засыпал. И все это заставляло нервничать моего мужа. Он очень сильно любит сына, но все происходящее его угнетало, он постепенно стал срываться на мне и на ребенке. Сначала у нас в доме стала «летать» посуда, коляска ребенка. Потом он стал поднимать руку и на меня. Он становился как невменяемый. Я начала ненавидеть вечера его возвращения домой, нервничала при мысли, что снова все повторится. Я ненавидела себя за то, что родила ребенка, сделав его (ребенка) автоматически несчастным. Потом я устала терпеть унижения и побои, никто мне не помог, его родителям я косвенно намекала, что у нас происходит. Говорила, что он мальчика терроризирует. Они его ругали, грозились забрать, но ничего не помогало. Тогда я решила, что для ребенка будет лучше, если мы разойдемся. Даже если они мне его не отдадут, все равно он будет в надежных руках бабушки, которая не даст его в обиду.
Я решение приняла после того, как он меня избил, мальчика довел почти до обморочного состояния, на кухне всю посуду перебил (у меня осталась одна столовая тарелка и одна чайная кружка). Когда его родители узнали, что я ухожу, у свекрови стало с сердцем плохо, а его отец пригрозил ему, что он не позволит так вести, и сказал, чтобы я все рассказывала ему. Но я никогда не пойду жаловаться к ним, не люблю выносить сор из избы. Решила пока остаться ради сына. Сынишка очень любит отца, и отец сына тоже. Но у него проблемы с психикой. Сейчас мальчику 1 год. Если мы разговариваем даже чуть на повышенных тонах, он начинает дергаться весь. Когда я это вижу, слезы наворачиваются у меня на глаза.
Мой отец умер, когда мне было 15 лет. Моя сестра разведена. У нее две дочери, и я вижу, как они завидуют детям, у которых полные семьи. Поэтому я стараюсь хоть как-то сохранить семью ради сынишки. Мой муж неплохой человек, он добрый, жалостливый, но в моменты психоза он ничего не видит, у него даже глаза меняются.
И вот я пришла к выводу, что мужчины — это большие дети, которые не любят, когда их ставят на второй план. Да, они любят детей, но не любят слышать их плач и знать проблемы ребенка. Не понимают, когда из-за ребенка у них не поглажены брюки или когда вы не успели постирать рубашку, именно ту, которую он хотел бы надеть в этот день (хотя в шкафу куча другой одежды). Это все давит на их психику. Наверное, Аллах создал их со слабой нервной системой. Затрудняюсь утверждать. Но я знаю одно — только 10% женщин разводятся по своему капризу. В основном в этом виноваты мужчины, которые редко жалеют женщин. Они не видят в нас слабых существ. По их мнению, только они устают, и только у них проблемы, и только их надо лелеять. И считают, что они должны быть на первом плане. Когда я в двенадцать часов ночи валилась с ног ото сна, он меня упрекал, что я не хозяйка, что для меня главное — это побольше поспать. Хотя за ночь мне приходилось вставать по нескольку раз, чтобы проверить ребенка и покормить его. Кто захочет так жить?! Легче развестись и спокойно жить, воспитывая ребенка без нервотрепки. Вот что я хотела сказать.
Спасибо. Думаю, что это письмо поучительно для всех нас, особенно мужчин.
Без комментариев…
Мне 26 лет, я замужем, и это мой второй брак. У меня двое детей. Как мне быть, если муж бьет меня без серьезных на то причин? Я могла бы потерпеть ради детей, ради предписанного нам Исламом, но он просто не сдерживает своих эмоций и переходит к рукоприкладству. Он может делать это и в присутствии детей. К моему ребенку от первого брака он относится очень жестко. Я могла бы еще много говорить о том, что творится в нашей семье, это огромное количество слез и боли… Почему я должна ломать жизнь своему ребенку, нанося ущерб его психике?! Неужели нужно терпеть и ждать, что муж изменится, тратя на это всю свою жизнь, здоровье, не видя радости и любви? Д.
Если все так, как вы описываете, то я настоятельно советовал бы развестись. Кардинально измениться вашему мужу при такой серьезной степени деградации, если учесть реалии жизни, практически невозможно[2].
Я хочу помочь своей подруге, но не знаю как. У подруги большая семья — четверо маленьких детей и муж. Проблема заключается в том, что на протяжении многих лет подруга одна решает все семейные проблемы, в том числе и материальные, занимается воспитанием детей, домашними делами — все делает сама. Ее муж мало чем помогает. Подруга очень набожная, она для меня является примером. Есть в ней какой-то свет.
Родной язык мужа — арабский, но дети не говорят и даже не понимают по-арабски. Муж не принимает никакого участия в воспитании своих детей. Подруга выучила немного арабский. Пытается читать детям сказки на арабском, чтобы они хоть немного научились, дабы в будущем имели возможность читать Коран в оригинале. Муж же все время проводит у телевизора или с друзьями.
Однажды он ее побил. Выгнать его она не может, о разводе даже не упоминает, потому что боится Всевышнего, и что делать, тоже не знает. Посоветуйте что-нибудь.
Человек свободен в выборе. Кстати, набожность — это не бездействие, а отсутствие страха, боязни перед вероятностью ошибки. Выбираешь путь и идешь, уповая на Бога в том, что вне твоих сил и возможностей.
Если ваша подруга понимает, что может, стерпев, где-то переборов себя, сохранить и укрепить семейные узы, то она поступит именно так. Если же у людей разные пути, то они спокойно, без скандалов и побоев, каждый пойдут своей дорогой. И это потому, что они свободны через ту безграничную любовь, которую проявляет к нам Творец всего сущего к каждому из нас.
Как вы думаете, почему российские мужчины-мусульмане очень пассивны и в учебе, и в труде, а от женщин требуют всего?
Таких мало и нужно бить их палками, выбрасывать на улицу, дабы пробудить волю к жизни.
Говоря о воле к жизни, приведу один пример: «После окончания корейской войны Уильям Мейер (впоследствии — главный психолог американской армии) ознакомился с историями тысячи американских военных, побывавших в северокорейском плену… Условия в корейских лагерях, где содержались американские солдаты, нельзя было назвать слишком жестокими или вопиюще бесчеловечными. Пленникам были предоставлены сносная еда, вода в достаточном количестве и крыша над головой. Их не истязали, не загоняли иголок под ногти… Однако именно в северокорейском плену погибло огромное количество американцев (38%). Почему? Ведь лагеря не были даже обнесены колючей проволокой. Вооруженные охранники не сновали по территории. При этом никто из пленников даже не пытался убежать… Вот типичная картина: пленный солдат часами слоняется из угла в угол по своему бараку, не делая ни малейшей попытки подумать о спасении. Он мог забиться в угол, спрятаться с головой под одеяло, провести так пару дней, а потом умереть. Солдаты называли это отчаянием. Доктора придумали название — mirasmus (совр. emaciation — истощение), иначе говоря, «потеря воли к жизни». Если бы пленных били, оскорбляли или унижали, это бы побудило в них ответную реакцию и гнев дал бы им силы бороться за свое выживание. Но ничего этого не было»[3].
Сейчас много мужчин-мусульман, которые не хотят работать, но зато целыми днями читают Коран, делают не только все фарз намазы, но и суннаты, и нафили (дополнительные). А кормят их матери. Примет ли Аллах их намазы?
Пророк запретил мусульманину быть нахлебником и тунеядцем, а тем более таким, который сидит на шее у своей матери или жены. «Лучшие из вас — это те, кто не оставляет вечное ради мирского, а также мирское ради вечного [умеют уловить и выстроить гармонию между ними в соответствии с существующими обстоятельствами и тщательным анализом их в контексте мирской и вечной перспектив]. [Лучшие — те] кто не становится бременем, ношей для других»[4].
*
«Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей» (Л. Толстой).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] «Мужской стереотип предполагает активность, инициативность, соперничество, доминирование. Поэтому мужчины определяют себя через то, чем они занимаются: профессию, спорт, учебу, проекты… Женский стереотип ориентирован в первую очередь на переживание отношений и социальных ролей. …Женщина всегда остается в той плоскости бытия, где преобладают эмоции, а мужчина существует в пространстве достижений: действуя, он ощущает себя сильным полом». См.: «Я» мужского и женского рода / Psychologies, октябрь 2008 (№ 31). С. 145.
[2] Подробнее по этой тематике (измениться, самосовершенствоваться) читайте в книге Ш. Аляутдинова «Мир души» (3-е издание и последующие).
[3] См.: Клифтон Д., Рат Т. Позитивные стратегии для работы и жизни. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. С. 13, 14.
[4] См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4112, «сахих».