На сайте ведутся технические работы.

Неразумная трата денег и материальных благ

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) порицает  [ваше] расточительное [1] отношение к материальным благам [порицает такой стиль жизни и такую форму реализации материальных возможностей, щедро предоставляемых вам Богом на время]» [2].

В другом достоверном хадисе сказано, что сам пророк Мухаммад запрещал расточительное отношение к материальным благам [3].

Расточительство — это чрезмерная трата; является одним из грехов. Расточительство может быть как материальным (бездумная трата денег и имущества), так и духовным (умышленное совершение грехов, трата времени впустую и др.).

«Поистине [и вне всяких сомнений], расточительные [растрачивающие свои доходы и Божьи дары на бесполезное, вредное и греховное] являются братьями [соратниками] Сатаны (дьяволов). Он же (Сатана) оказался абсолютно неблагодарным своему Господу» (Св. Коран, 17:27).

Что подразумевается под расточительством в наши дни? В современной жизни много никчемного, а порой и греховного: игорные дома, пьяные застолья, ночные клубы, пляжные романы, бессмысленные и аморальные развлекательные передачи и т. п. В ней также немало ослепляющей и порой обманывающей человека красоты, а это — великолепные, но малополезные предметы форса: раритетные или гоночные автомобили, яхты, частные самолеты с эксклюзивным дизайном; полные роскоши и неразумного изобилия элитные квартиры и особняки; дорогостоящая одежда и т. п. Посмотрев на все это, проницательный человек легко может понять и уяснить никчемность подобного уровня роскоши, не говоря уже о том, что это зачастую сопряжено с посягательством на имущество и права других, с казнокрадством и обманом.

Обращаясь ко всему человечеству в заключительном Священном Писании Творец сказал:

«Не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; будьте умеренны даже в благотворительности, не обрекая семью на нужду]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [небрежно и неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

Нерациональное использование воды, электричества также относится к расточительству. Следует принять это к сведению, без фанатизма, но со вниманием к природным ресурсам и будущему наших детей и внуков.

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) не наставляет на верный путь расточительного» (см. Св. Коран, 40:28).

К сожалению, большинство людей не умеет правильно использовать материальные блага, а потому они бедны, материально неимущи. Обычный современный сценарий трат и денежных расходов: в детстве — сладости, жвачки, газировка; в юности — электронные устройства и понты перед сверстниками; в зрелости — машина, отдых, украшения… в кредит; покупка дорогой одежды, походы по ресторанам. Неверно используя имеющееся, мы лишаем себя большего и лучшего. Если человек не умеет мудро потратить (инвестировать в себя, например) 100 долларов, то обычно ему не предоставляется 1000. Таковы правила мироздания, из которых бывают исключения, но в итоге все равно за расточительство и несдержанность при тратах человек расплачивается болезненным недостатком денежных средств, банкротством и бедностью.

У каждого есть возможность жить в изобилии, но мало кто пользуется этим проявлением Божественной милости. Причина проста — отсутствие сдержанности и разумности в материальных тратах, отсутствие целей и строгой ежедневной самодисциплины в работе над профессиональными навыками и труде. Начинается все с мелочей, важность которых мы (1) осознаем и после (2)  не ленимся ввести их в привычку и применять неукоснительно изо дня в день на протяжении лет.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Глагол, от которого происходит слово, употребленное в хадисе, переводится как «терять, губить, уничтожать».

[2] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 441, хадис № 1477 (часть хадиса). Т. 2. С. 718, хадис № 2408 (часть хадиса). Т. 4. С. 1893, хадис № 5975 (часть хадиса); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 86, хадис № 2408. Т. 13. С. 496–501, хадис № 5975 (часть хадиса) и пояснение к нему; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 2. С. 257, хадис № 1740 (часть хадиса).

[3] Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 105; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2031, хадис № 6473 (часть хадиса); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 14. С. 370, хадис № 6473 (часть хадиса).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1