Является ли Рага’иб нововведением (бид‘а)?
Первая ночь с четверга на пятницу месяца Раджаб имеет название Рага‘иб, что в переводе с арабского языка означает «мечты», «желания». Согласно мнениям некоторых ученых, в эту ночь к пророку Мухаммаду (да благословит его Господь и приветствует) нисходило большое количество ангелов и Всевышний проявлял к Своему посланнику большую милость.
В эту ночь, вознося благодарность Господу, Пророк совершал 12 ракяатов дополнительной молитвы. Считается, что в эту ночь мать Пророка Амина определила свою беременность. Но каковы бы ни были причины отличительности этой ночи, данное время месяца Раджаб является благословенным. Тот, кто проведет эту ночь в молитвах, получит большое вознаграждение. Отмечу, что канонически достоверного обоснования всему вышесказанному нет. Явного доказательства тому, что прочитанный в эту ночь намаз является сунной или желательным действием, нет, говорят ученые.
Следует упомянуть, что подобные молитвы, в случае их совершения, выполняются каждым индивидуально, так как коллективное чтение любого дополнительного намаза (ан-нафиля), кроме намаза Таравих, порицаемо (макрух).
Среди достоверного по поводу месяца Раджаб и его значительности нет ничего, кроме того, что он является одним из четырех священных (запретных) месяцев по лунному календарю, среди которых также – Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа и аль-Мухаррам, имеющих особую значимость пред Господом (см. Св. Коран, 9:36).
Также есть хадис уровня частичной достоверности (хасан) о том, что Пророк постился большую часть месяца Ша‘бан[1], и когда его спросили о причине этого поста, он ответил: «Это месяц между Раджабом и Рамаданом, поэтому люди невнимательны к нему».
Из высказывания Пророка косвенно понимается некоторое преимущество Раджаба перед остальными месяцами. Что касается хадиса о том, что «Раджаб – это месяц Аллаха, Ша‘бан – это мой месяц (то есть пророка Мухаммада), а Рамадан – это месяц моих последователей», то данный хадис недостоверен и выдуман[2].
Из всего вышесказанного следует, что Рага’иб не имеет явной канонической предпочтительности, превосходства. Совершение же дополнительных молитв-намазов или мольбы-ду‘а допустимо, как и в другие дни.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В Ша‘бан пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) постился большее число дней. Подробнее см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 262, 263; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 304, хадис № 532, «сахих».
[2] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 270, хадис № 4411, «да‘иф».