Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Одежда из чистого шелка (запретна для мужчин)

Можно ли носить шелковые галстуки? Расскажите, пожалуйста, подробнее о запрете ношения мужчинами шелковой одежды.

Мы живем в светском государстве, и ношение галстука — это норма делового стиля. Для меня галстук — это также часть моего стиля, но некоторые братья говорят, что галстуки нельзя носить, так как они из шелка, а мужчинам запрещено носить шелк! Как быть в данной ситуации? Абдуррахман.

По вопросу ношения шелковой одежды в Сунне пророка Мухаммада присутствуют четкие и достоверные пояснения, на основе которых практически все исламские богословы давали категоричные заключения.

Пророк (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Золото и шелк [натуральный шелк] разрешены для женщин из числа моих последователей и запрещены для мужчин»[1]. Сподвижник пророка Мухаммада имам ‘Али передал: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) взял в левую руку [ткань из натурального] шелка, а в правую — золото. Поднял обе руки и воскликнул: «Эти две вещи для мужчин из числа моих последователей запретны, а для женщин — разрешены»[2].

«Посланник Всевышнего запрещал носить шелк, кроме как в ширину двух пальцев, среднего и указательного»[3], а также «запрещал [надевать] шелк, кроме как в ширину двух, трех или четырех пальцев»[4]. В сводах хадисов Ахмада и Абу Дауда добавлено: «…и показал (да благословит его Творец и приветствует) свою кисть»[5].

В сводах хадисов Муслима, Ахмада и других передается, что Асма’ однажды показала накидку Пророка, сшитую из грубой ткани, на которой был узор из шелка в одну пядь (22,5 см), а передняя часть накидки была прошита им (шелком). Она сказала: «Когда ‘Аиша умерла, накидка была передана мне. Пророк надевал эту накидку»[6].

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас, считающийся одним из самых грамотных в вопросах богословия, говорил: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил нам [мужчинам-мусульманам] одежду из чистого шелка. Что же касается той одежды, основой ткани[7] или фрагментом которой является шелк, то она не запретна»[8].

Мнение исламских богословов едино относительно разрешенности применения в мужской одежде фрагментов тканей из чистого шелка не шире четырех пальцев. Также большая часть ученых[9] допускала ношение одежды, в состав ткани которой входит шелк наряду с другим материалом, например, хлопком или льном, и где шелк составляет менее пятидесяти процентов[10].

Были и другие мнения по поводу ношения мужской одежды, в ткани которой присутствует чистый шелк и составляет менее пятидесяти процентов, так как прямого пророческого указания на это нет. Однако большинство авторитетных богословов допускали использование такой ткани для шитья мужской одежды, обосновывая это тем, что «достоверно известно о ношении сподвижниками Пророка и праведниками первого поколения одежды из ткани хазз[11], которая состояла из шерсти и натурального шелка», а также приведенными словами Ибн ‘Аббаса[12].

Итак, можно сделать вывод: что явно запретно для мужчин-мусульман в одежде — так это элементы гардероба из чистого натурального шелка, где шелк шире четырех пальцев, а также то, что сшито из ткани, на пятьдесят и более процентов состоящей из натурального шелка[13].

Такого рода допущение относится только к шелку и не распространяется, например, на ношение ювелирных изделий с небольшим содержанием золота или употребление слабоалкогольных напитков. Как ношение мужчинами золотых украшений, так и употребление спиртного категорически запретно (харам).

И только Всевышнему ведомо все.

Можно ли носить одежду, если знаешь, что какая-то часть ее из шелка, но не знаешь сколько процентов? Как можно определить, есть ли шелк в одежде, если одежда без этикетки?

Натуральный шелк в сегодняшней текстильной индустрии применяется редко. А если и применяется, то одежда из него очень дорога, на ней обязательно присутствует бирка, где сказано о наличии в одежде натурального шелка.

Если вы не одеваетесь в дорогих бутиках, а тем более когда и этикетки нет, то беспокоиться не стоит.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 526, хадис № 5148, «сахих»; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 85, хадис № 546; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 23, хадис № 272, «сахих»; С. 266, хадис № 4357, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 17. С. 206.

[2] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 388, хадис № 3595, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 17. С. 206.

[3] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1859, хадисы № 5828 и 5829; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 13. С. 349, хадисы № 5828, 5829; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 860, хадис № 12–(2069); аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 403, хадис № 1338; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 88, хадис № 551.

[4] Св. х. Муслима, Абу Дауда и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 860, хадис № 15–(2069); аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 403, хадис № 1339; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 443, хадис № 4042, «сахих».

[5] В св. х. Ахмада упоминается, что ‘Умар, давая пояснения людям о запрете в одежде чистого шелка, сказал: «…кроме двух, трех или четырех пальцев, и показал кисть». См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 274, 275, хадис № 139 и пояснение к нему; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 88, хадис № 551.

[6] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 860, хадис № 10–(2069); аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 404, хадис № 1342; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 275, 276, хадис № 142 и пояснение к нему; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 88, хадис № 552.

Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 387, хадисы № 3593 и 3594, оба «сахих».

[7] «Основой ткани» — то есть сама ткань не является шелком, но в ее основе присутствуют шелковые нити.

[8] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, Хакима и ат-Табарани. См.: аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 92, хадис № 556; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 275, хадис № 140.

[9] Некоторые богословы говорили, что и по данному вопросу имеется иджма‘, то есть единое согласие мусульманских ученых начальных веков.

[10] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 90, 91, хадис № 555 и комментарий к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 442, хадисы № 4038 и 4039; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 923, хадис № 3333.

[11] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 195.

[12] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 442, хадис № 4039, «сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 274, 275.

[13] См. об этом: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1859, хадисы № 5828, 5829; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 18. С. 33, 34; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 85, 88, 90, 91, 92, хадисы № 546, 551, 552, 555, 556; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14. С. 43, 44, 46–48; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 3. С. 549, 550; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2637–2640; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 274–276.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1