Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Парфюмерия для женщин в Исламе

Аудио версия настоящей статьи:

Видео по этой теме смотрите ниже.

В Коране говорится:

«И скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представителей противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали][1]. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту [чтобы не оголяли свое тело; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин], помимо лишь того, что явно [что трудно скрыть, а также того, что необходимо иметь — элегантность, опрятность, представительность — во внешнем виде, например, на работе][2]. И пусть набрасывают шаль на грудь (пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди). Пусть не демонстрируют свою [женскую] красоту, кроме как своим мужьям. [Какие-то части тела в рамках местных традиций или, например, для удобства в домашних условиях могут быть оголены, а голова не покрыта перед родственниками, за которых данная женщина не имеет права выйти замуж. К ним относятся] родные отцы, свекры, родные сыновья либо сыновья мужей, а также родные братья, племянники или прислуживающие женщины. [К числу таковых также относятся] пожилые люди (старики), у которых нет [половой] потребности в женщинах, и малые дети. И пусть не бьют ногами [по земле, бряцая при этом украшениями или стуча каблуками], привлекая тем самым к себе, к своей женской красоте внимание [посторонних мужчин].

Верующие, кайтесь пред Аллахом (Богом, Господом) причем все, без исключения [ведь у каждого из вас есть промахи и прегрешения, быть может, и в плане межполовых взаимоотношений, особенно касательно вожделенных взглядов; исправляйтесь, стремитесь к более высокому и чистому]. Возможно [с Божьего на то благословения], вы добьетесь успеха [не только в мирском, но и в вечном]»[3] (Св. Коран, 24:31).

Хадисы об использовании женщинами парфюмерии (духов)

В Cунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) присутствуют хадисы, в которых говорится об использовании женщинами парфюмерии.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если женщина обильно умастится благовониями и пройдет рядом с людьми, чтобы они почувствовали ее запах [цель будет именно в этом], то она такая-то [прелюбодейка[4][5].

Имамы ат-Тирмизи и ан-Насаи, приводя этот хадис в своих сводах хадисов, указали на нежелательность подобного действия (макрух).

Данный хадис в своде хадисов ат-Тирмизи звучит так: «Всякий глаз прелюбодействует [то есть совершает грех, сладострастно разглядывая представителя противоположного пола, будь то женщину или мужчину]. И если женщина обильно умастится благовониями и пройдет рядом с людьми [наполняя воздух исходящими от нее прекрасными ароматами], то она прелюбодейка»[6].

В своде хадисов имама ан-Насаи у него следующее звучание: «Если какая-либо женщина обильно умастится благовониями и пройдет рядом с людьми, чтобы они почувствовали ее запах [цель будет именно в этом], то она прелюбодейка»[7].

Имам аль-Манави[8] в своей книге «Файд аль-кадир» комментирует этот хадис так: «Под словами «она прелюбодейка» имеется в виду, что такая женщина склонна к прелюбодеянию, потому как создает причины, ведущие к нему. Слово «прелюбодейка» в данном случае метафора (образное выражение)»[9].

Практические вывод исламских ученых

Хадис указывает на недопустимость обильного использования женщиной парфюмерных средств для привлечения внимания посторонних мужчин. Однако стоит заметить, что использование парфюмерии для мужа, внутри дома, является желательным и рекомендуемым, ибо это способно укрепить взаимную любовь между супругами.

Имам аль-Манави говорит: «Что касается умащения благовониями и прихорашивания ради своего мужа, то это приветствуется и очень желательно. Некоторые великие ученые-богословы говорили: «Прихорашивание и умащение благовониями супруги для своего супруга – один из сильнейших факторов укрепления любви между ними и ослабевания неприязни друг к другу. Ибо глаза ведут сердце, и если увидят что-то прекрасным, они доносят это до сердца, так появляется любовь. И если они увидят что-либо мерзким или неприятным, как, например, во внешнем облике, в одежде, то доносят это до сердца, и так появляется неприязнь и отвращение»[10].

Ибн Хаджар аль-Хайтами[11], перечисляя большие грехи в своей книге «аз-Заваджир ‘ан иктираф аль-кябаир», упомянул ранее приведенные хадисы, добавив в конце следующее: «Эти хадисы несут смысл однозначного запрета [то есть использование женщиной благовония с очевидным исходящим от нее соблазнительным ароматом является большим грехом] только в том случае, когда существует однозначная уверенность в том, что использование женщиной духов приведет к искушению [для мужчин; например, она зарабатывает себе на жизнь, занимаясь проституцией, и парфюм – один из ее инструментов]. Если же существует только опасение искушения [скажем женщина использует парфюм в небольшом количестве чисто из гигиенических побуждений, для устранения неприятного запаха пота, который может появиться в течение рабочего дня], то [использование духов] нежелательно (макрух)[12]. Если вероятность искушения (соблазна) велика, то это запрещено, но не является большим грехом, как это очевидно из смысла хадиса»[13].

Из комментария великого ученого-богослова следует: если женщина использует парфюмерию, предполагая, что запах, вероятнее всего, не дойдет до других, посторонних ей людей (в ярко выраженной форме), то нет в этом греха, так как причина запрета – соблазн, искушение – отсутствует.

Сподвижницы использовали благовония

Важно отметить, что в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) есть указание на то, что сподвижницы использовали благовония. Предполагается, что имеются в виду случаи, когда аромат не был вызывающе вульгарным и соблазнительным, не был шлейфом, распространяющимся вокруг женщины и тянущимся за нею, что часто можно наблюдать в реалиях последних столетий. Благовония для сподвижниц несли собою аромат чистоты, опрятности и подразумевали удаление неприятных запахов пота.

От ‘Аиши передается: «Когда мы [женщины] отправлялись в Мекку с посланником Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует), то перевязывали лбы [головы] повязками [впитывавшими пот и препятствовавшими его постоянному стеканию по лицу], умащенными мускусом[14] во время ихрама [специального ритуального состояния во время паломничества[15]]. Когда какая-либо из нас потела, этот мускус стекал на ее лицо, и посланник Аллаха, видя это, не запрещал нам»[16]. Женщины во времена пророка Мухаммада пользовались благовонными маслами, и он не запрещал им этого. Запрет, упомянутый в хадисах ранее, относится к случаям целенаправленного обращения на себя внимания со стороны противоположного пола. Замечу: касается он как мужчин, так и женщин.

Имам ат-Тирмизи привел по обсуждаемой теме такой хадис: «Благовоние мужчин – то, что имеет очевидный запах, но цветом неприметно. Благовоние женщин – то, что имеет очевидный цвет, но неприметно (незаметно) запахом»[17]. Хадис не указывает на ограниченность мужского или женского парфюма именно этими характеристиками. К тому же в домашних условиях женщина особенно пользуется именно тем, что испускает приятный для домочадцев аромат. Это же касается и мужа. Также считаю затруднительным практику данного хадиса (отсутствие или наличие только цвета или запаха) в современных реалиях парфюмерной индустрии.

Итак, запрет касается как мужчин, так и женщин, если несет смысл не гигиенической чистоты и аромата, а именно намеренного обращения на себя внимания приятными ароматами, соблазнения противоположного пола, не являющихся мужем или женой для данного человека.

Также прошу не забывать один из главных хадисов мусульманского богословия: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением»[18].

Женская парфюмерия и посещение мечети

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды, обращаясь к женщинам, сказал: «Если какая-либо из вас пожелает присутствовать в мечети, то [перед выходом из дома] пусть не умащается благовонием»[19].

Также он сказал: «Если какая-либо из вас [женщин] собирается [в мечеть] на пятую обязательную молитву[-намаз], то пусть не умащается благовонием в эту ночь»[20]. Имеется в виду не вся ночь, а то время, когда женщина отправляется в мечеть. Вернувшись домой, она, конечно же, пользуется парфюмом и придающими приятный аромат средствами по своему усмотрению[21].

И есть еще такой достоверный хадис: «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни (мечети)! Но пусть выходят они [отправляясь в мечеть], не используя благовоний [то есть не привлекая своей излишней женственностью и ее проявлениями внимание чужих мужчин]»[22]. Супруга известного сподвижника-ученого Ибн Мус‘уда говорила: «Если какая-либо из вас [женщин] отправляется в мечеть, тогда пусть не пользуется благовониями»[23].

Написано мною при участии выпускника шариатского факультета Международной исламской академии «аль-Азхар» Ильяса Ганиева.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Отмечу, что призыв «опускать взоры и оберегать плоть» в равной степени касается как женщин, так и мужчин. В Коране Господь миров говорит: «Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представительниц противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]. Это чище (лучше и благонравнее) для них. Поистине, Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, что они делают».

[2] Перед посторонними мужчинами может быть открыто лицо, оголены кисти рук и, по мнению некоторых ученых, ступни ног. Остальная часть тела должна быть по возможности закрыта, в соответствии со стилем, вкусом данной женщины, сферой ее трудовой деятельности, временем года, климатом и т. п.

[3] Важно отметить, что сура «ан-Нур» относится к сурам мединского периода. То есть обращение это направлено не к тем, кто только-только стал верующим в Единого и Вечного, а к тем мусульманам, которые прошли через значительные жизненные испытания и притеснения (в мекканский период, а также в начале мединского), достигнув впоследствии стабильности и непоколебимости вероубеждения и высоких нравов. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Мадаридж ас-саликин. Т. 1. С. 184.

[4] У Абу Дауда в тексте хадиса само это слово не упомянуто. Оно упомянуто в других сводах хадисов в конце именно этого хадиса. Например, у ан-Насаи.

[5] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 455, хадис № 4173, «хасан».

[6] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 448, хадис № 2786, «хасан сахих».

[7] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 524, хадис № 5126, «хасан».

[8] Мухаммад ‘Абдурауф ибн Тадж аль-‘Арифин, более известный как аль-Манави (1543–1622), считается одним из крупнейших богословов своего времени. Родился и умер в Каире. Написал около 80 трудов. См.: аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 2002. Т. 6. С. 204.

[9] См.: аль-Манави З. Файд аль-кадир шарх аль-джами‘ ас-сагыр. Египет: Тиджария кубра. Т. 1. С. 276, хадис № 428.

[10] См.: аль-Манави З. Файд аль-кадир шарх аль-джами‘ ас-сагыр. Т. 3. С. 147, пояснение к хадису № 2971.

[11] Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами (1504–1567) – богослов-правовед. Родился в Египте, селе Абу Хайтам. Умер в Мекке. Обучался в «аль-Азхаре». Написал много богословских трудов, среди которых книга по шафиитскому фикху «Тухфатуль-мухтадж ли шарх аль-минхадж», а также «Шарх арб‘ин ан-навави», «аз-Заваджир ‘ан иктираф аль-кябаир» и др. См.: аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 2002. Т. 1. С. 234.

[12] При малейшей благонравной, а в данном случае гигиенической необходимости, канонически нежелательное (макрух) перестает быть нежелательным. Таковы каноны.

[13] См.: Ибн Хаджар. Х. Аз-заваджир ‘ан иктираф аль-кябаир [Препятствия к совершению больших грехов]. Дар аль-фикр, 1987. Т. 2. С. 72.

[14] В тексте хадиса использовано слово «аль-миск», то есть мускус.

«Мускус — это сильно пахнущее вещество, вырабатываемое железами некоторых животных или получаемое из некоторых растений. Он очень высоко ценился на Востоке за свой аромат. В доисламскую эпоху простым арабам редко предоставлялась возможность вдохнуть аромат драгоценного и потому недоступного мускуса. Для них мускус был скорее символом роскоши и наслаждения, чем реальным источником удовольствия.

Мускус содержится в мускусном мешке самца кабарги — небольшого, красивого, очень пугливого, безрогого жвачного копытного животного, приспособленного к обитанию в горно-таежных ландшафтах. Мускусный мешок на самом деле представляет собой препуциальную железу самца кабарги, выделяющую сильно пахнущий секрет — мускус, предназначенный для привлечения самки в период течки, причем самка по запаху улавливает присутствие самца кабарги, находящегося в это время на расстоянии нескольких километров от нее.

Заключенный в мешках мускус представляет собой вещество, красноватого цвета, похожее на мед. Со временем оно затвердевает и превращается в круглые или продолговатые черного цвета, с легким жирным блеском зерна величиной от булавочной головки до чечевичного зерна с своеобразным резким, долго не исчезающим запахом и горьким вкусом. Высушенный мускус практически не пахнет, но запах появляется снова при увлажнении вещества. В одной железе взрослого самца кабарги содержится 10–30 г натурального мускуса — одного из самых дорогих продуктов животного происхождения. Самый простой способ получения этого продукта заключался в том, что у убитого самца вырезали железу и сушили. В высушенном виде это средство не теряет своих свойств в течение многих лет. В древности мускус вывозили из Индии, а в более поздние времена и до сих пор — из Китая. В очень небольших количествах мускус добывали от кабарги, водящейся в Алтайских и Саянских горах.

Химический состав мускуса весьма сложен и до сих пор мало изучен. В нем содержатся жирные кислоты, воски, ароматические и стероидные соединения, сложные эфиры холестерина.

В Китае и Индии, а позже — в мусульманских странах арабского Востока, мускус ценили чрезвычайно высоко.

В больших концентрациях специфический запах мускуса довольно резкий и неприятный, но арабские алхимики времен расцвета Халифата, изучая свойства привозимого купцами из Китая и Индии мускуса, обнаружили, что при большом разведении запах становится чувственным и завораживающим. Примерно в это же самое время арабские ученые внесли еще один решающий вклад в развитие современной парфюмерии, возродив к жизни технику перегонки жидких и твердых тел, основательно забытую в Европе. Благодаря этим двум открытиям мускус нашел применение в парфюмерии, где его спиртовой раствор стали использовать для создания популярных на арабском Востоке духов, слава о которых быстро распространилась по всему миру».

См.: Сокольский И. Н. Мускус, источающий аромат блаженства // Растения из Садов Священного Корана. М.: «САД», 2008. С. 130–136.

[15] До вхождения в это ритуальное состояние можно и желательно (сунна) использовать благовоние (человек полностью омывает тело, устраняет все неприятные запахи и натирает тело тем, что ароматно благоухает), но после вхождения в него благовония использовать нельзя. Это касается как мужчин, так и женщин. См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 12. С. 176 и 177.

[16] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. С. 213, хадис № 1830, «сахих».

[17] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 448, хадис № 2787, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 12. С. 174.

[18] Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 21, хадис № 1.

[19] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 188, хадис № 142–(443).

[20] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 188, хадис № 141–(443).

[21] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 173, пояснение к хадису № 141–(443).

[22] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 85, хадис № 565, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138, хадис № 1037.

[23] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 188, хадис № 142–(443); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1