Первая группа мусульман (Сира 42/186)

Призыв к Исламу начал распространяться в Мекке среди обладателей больших сердец, поспешивших отбросить джахилию и принять новую религию. Аяты Корана нисходили в сердца, в которых были заложены семена веры, подобно проливному дождю, льющемуся на плодородную почву.

«Ты ведь видишь землю мертвой [без растительности на ней; угасшей, тихой, неподвижной], а когда Мы низводим на нее воду, она начинает трепетать [биться, содрогаться от пробуждающейся в ней жизни], приподнимается [набухает от воды и оживающих семян, растений] и зарастает ликующими парами [радостными; великолепными, красивыми растениями, травами]» (Св. Коран, 22:5).

В тот период люди, принявшие определенные убеждения, с осмотрительностью собирались вместе, делясь и обсуждая свои принципы. Они окружали любовью и восхищением своего имама, в последующем с осторожностью объясняя другим основы своих взглядов. Иман — это пленяющая сила, если она находила место в сердце и погружалась вглубь, то превращала невозможное в осуществимое.

Мы видим, как молодые и пожилые объединяются вокруг какой-либо ложной идеи, делают ее возможной для себя, так что она становится для них непоколебимым убеждением. Они из своих жизней делают топливо для распространения этой идеи и переносят самые большие трудности на пути движения согласно ей, несмотря на свою земную природу.

Каково же, если вера, о которой идет речь, является верой в Аллаха, Господа небес и земли? Верой в вечность, где человек спасется от тягот мирской жизни, чтобы обрести соседство с Аллахом, прекрасные сады, удивительные замки, под которыми текут реки, где вечное блаженство?

Поистине, первая группа последователей Мухаммада формировалась и увеличивалась день ото дня. Естественно, что в самом начале Пророк ﷺ представил Ислам людям, которые были ему близки — семье и друзьям. Их никогда не постигало сомнение в величии Мухаммада ﷺ, как и в его правдивости. Неудивительно, что они были опережающими в помощи и следовании ему. Уверовала его супруга Хадиджа, его слуга Зейд ибн Хариса[1], его двоюродный брат ‘Али ибн Абу Талиб — он был ребенком, живущим под покровительством Мухаммада ﷺ. Уверовал его близкий друг Абу Бакр, после чего он стал активно призывать к Исламу и послужил причиной принятия Ислама людьми, которым доверял и любил. Из их числа: ‘Усман ибн ‘Аффан[2], Талха ибн ‘Убайдуллах[3], Са‘д ибн Абу Ваккас[4]. Уверовал и монах Варака ибн Науфаль. Передается, что посланник Аллаха сказал, что видел его во сне после смерти в прекрасном облике, свидетельствующем
о его достойном положении перед Аллахом. Покорился аз-Зубейр ибн аль-‘Аввам[5], Абу Зарр аль-Гыфари , ‘Умар ибн ‘Анбаса[6], Са‘ид ибн Зейд.

Ислам распространился в Мекке среди тех, чьи сердца осветил Аллах. Притом что призыв к нему происходил в скрытой форме, без открытого объявления. Сообщения об этом доходили до курайшитов, но они не придавали им значения. Возможно, они воспринимали Мухаммада как одного из тех религиозных деятелей, которые говорили о Божественном подобно тому, как делал Умайя ибн ас-Сальт, Кысс ибн Са‘ид[7], Зейд ибн ‘Амр ибн Нуфейль и подобные им. Однако вскоре курайшиты начали испытывать опасения по причине распространения вести о нем и стали выжидать, каков будет исход Мухаммада и его призыва.

Период скрытого призыва продолжался на протяжении трех лет, после чего снизошло Откровение, вменяющее Пророку ﷺ в обязанность открыто призывать свой народ и противостоять их ложным убеждениям и идолам.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Зейд ибн Хариса аль-Кальби (35 г. д. х.–7 г. п. х.) (588–629 гг. по григор.) — полководец, один из любимых сподвижников пророка Мухаммада, его приемный сын. Был вторым человеком принявшим Ислам. Участвовал во многих сражениях мусульман. Также был предводителем мусульманских войск в ряде походов.

[2] Абу ‘Амр ‘Усман ибн ‘Аффан аль-Умави аль-Курайши (50 г. д. х.–35 г. п. х.) (574–656 гг. по григор.) — один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада, третий праведный халиф. При нем было завершено собрание письменного текста Корана в единую книгу.

[3] Абу Мухаммад Талха ибн ‘Убайдуллах аль-Курайши (28 г. д. х.–35 г. п. х.) (595–656 гг. по григор.) — один из первых мусульман и ближайших сподвижников пророка Мухаммада. Входит в число десяти человек, которые при жизни были обрадованы вестью о Рае.

[4] Са‘д ибн Абу Ваккас Малик аль-Курайши (28 г. д. х.–54 г. п. х.) (595–674 гг. по григор.) — сподвижник пророка Мухаммада, который в числе первых принял Ислам (в возрасте 17 лет). Известен как государственный деятель и полководец, внесший значительный вклад в покорение Сасанидского Ирана. Также известен как человек, который первым пролил чужую кровь за сохранение чести Ислама. Входит в число десяти, кто при жизни был обрадован вестью о Рае. Был из числа тех шести членов Совета, которых назначил ‘Умар ибн аль-Хаттаб, чтобы они определили, кто будет следующим правителем мусульман. Характеризуя этих шестерых людей, ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал, что они — те, кем Пророк при жизни был доволен.

[5] Абу ‘Абдуллах аз-Зубейр ибн аль-‘Аввам аль-Курайши (29 г. д. х.–35 г. п. х.) (594–656 гг. по григор.) — двоюродный брат пророка Мухаммада (сын тети пророка Сафии) и халифа ‘Али, а также племянник Хадиджи. Один из первых, кто принял Ислам, а также тот, кому при жизни был обещан Рай. Был известен под прозвищем Апостол посланника Аллаха. Один из шести «людей совета», которые были назначены ‘Умаром ибн аль-Хаттабом для выбора халифа после него.

[6] ‘Умар ибн ‘Анбаса — сподвижник пророка Мухаммада. Был в числе первых, кто принял Ислам в Мекке.

[7] Кысс ибн Са‘ид аль-Ийяди — один из арабских ораторов доисламского периода. Придерживался Единобожия и следовал учению пророка Ибрахима (Авраама). Умер в 23 г. по хиджре (600 г. по григор.).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1