Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Первая группа мусульман (Сира 42)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Призыв к Исламу начал распространяться в Мекке среди обладателей больших сердец, поспешивших отбросить джахилию и принять новую религию. Аяты Корана нисходили в сердца, в которых были заложены семена веры, подобно проливному дождю, льющемуся на плодородную почву.

«Ты ведь видишь землю мертвой [без растительности на ней; угасшей, тихой, неподвижной], а когда Мы низводим на нее воду, она начинает трепетать [биться, содрогаться от пробуждающейся в ней жизни], приподнимается [набухает от воды и оживающих семян, растений] и зарастает ликующими парами [радостными; великолепными, красивыми растениями, травами]» (Св. Коран, 22:5).

В тот период люди, принявшие определенные убеждения, с осмотрительностью собирались вместе, делясь и обсуждая свои принципы. Они окружали любовью и восхищением своего имама, в последующем с осторожностью объясняя другим основы своих взглядов. Иман — это пленяющая сила, если она находила место в сердце и погружалась вглубь, то превращала невозможное в осуществимое.

Мы видим, как молодые и пожилые объединяются вокруг какой-либо ложной идеи, делают ее возможной для себя, так что она становится для них непоколебимым убеждением. Они из своих жизней делают топливо для распространения этой идеи и переносят самые большие трудности на пути движения согласно ей, несмотря на свою земную природу.

Каково же, если вера, о которой идет речь, является верой в Аллаха, Господа небес и земли? Верой в вечность, где человек спасется от тягот мирской жизни, чтобы обрести соседство с Аллахом, прекрасные сады, удивительные замки, под которыми текут реки, где вечное блаженство?

Поистине, первая группа последователей Мухаммада формировалась и увеличивалась день ото дня. Естественно, что в самом начале Пророк ﷺ представил Ислам людям, которые были ему близки — семье и друзьям. Их никогда не постигало сомнение в величии Мухаммада ﷺ, как и в его правдивости. Неудивительно, что они были опережающими в помощи и следовании ему. Уверовала его супруга Хадиджа, его слуга Зейд ибн Хариса[1], его двоюродный брат ‘Али ибн Абу Талиб — он был ребенком, живущим под покровительством Мухаммада ﷺ. Уверовал его близкий друг Абу Бакр, после чего он стал активно призывать к Исламу и послужил причиной принятия Ислама людьми, которым доверял и любил. Из их числа: ‘Усман ибн ‘Аффан[2], Талха ибн ‘Убайдуллах[3], Са‘д ибн Абу Ваккас[4]. Уверовал и монах Варака ибн Науфаль. Передается, что посланник Аллаха сказал, что видел его во сне после смерти в прекрасном облике, свидетельствующем
о его достойном положении перед Аллахом. Покорился аз-Зубейр ибн аль-‘Аввам[5], Абу Зарр аль-Гыфари , ‘Умар ибн ‘Анбаса[6], Са‘ид ибн Зейд.

Ислам распространился в Мекке среди тех, чьи сердца осветил Аллах. Притом что призыв к нему происходил в скрытой форме, без открытого объявления. Сообщения об этом доходили до курайшитов, но они не придавали им значения. Возможно, они воспринимали Мухаммада как одного из тех религиозных деятелей, которые говорили о Божественном подобно тому, как делал Умайя ибн ас-Сальт, Кысс ибн Са‘ид[7], Зейд ибн ‘Амр ибн Нуфейль и подобные им. Однако вскоре курайшиты начали испытывать опасения по причине распространения вести о нем и стали выжидать, каков будет исход Мухаммада и его призыва.

Период скрытого призыва продолжался на протяжении трех лет, после чего снизошло Откровение, вменяющее Пророку ﷺ в обязанность открыто призывать свой народ и противостоять их ложным убеждениям и идолам.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Зейд ибн Хариса аль-Кальби (35 г. д. х.–7 г. п. х.) (588–629 гг. по григор.) — полководец, один из любимых сподвижников пророка Мухаммада, его приемный сын. Был вторым человеком принявшим Ислам. Участвовал во многих сражениях мусульман. Также был предводителем мусульманских войск в ряде походов.

[2] Абу ‘Амр ‘Усман ибн ‘Аффан аль-Умави аль-Курайши (50 г. д. х.–35 г. п. х.) (574–656 гг. по григор.) — один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада, третий праведный халиф. При нем было завершено собрание письменного текста Корана в единую книгу.

[3] Абу Мухаммад Талха ибн ‘Убайдуллах аль-Курайши (28 г. д. х.–35 г. п. х.) (595–656 гг. по григор.) — один из первых мусульман и ближайших сподвижников пророка Мухаммада. Входит в число десяти человек, которые при жизни были обрадованы вестью о Рае.

[4] Са‘д ибн Абу Ваккас Малик аль-Курайши (28 г. д. х.–54 г. п. х.) (595–674 гг. по григор.) — сподвижник пророка Мухаммада, который в числе первых принял Ислам (в возрасте 17 лет). Известен как государственный деятель и полководец, внесший значительный вклад в покорение Сасанидского Ирана. Также известен как человек, который первым пролил чужую кровь за сохранение чести Ислама. Входит в число десяти, кто при жизни был обрадован вестью о Рае. Был из числа тех шести членов Совета, которых назначил ‘Умар ибн аль-Хаттаб, чтобы они определили, кто будет следующим правителем мусульман. Характеризуя этих шестерых людей, ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал, что они — те, кем Пророк при жизни был доволен.

[5] Абу ‘Абдуллах аз-Зубейр ибн аль-‘Аввам аль-Курайши (29 г. д. х.–35 г. п. х.) (594–656 гг. по григор.) — двоюродный брат пророка Мухаммада (сын тети пророка Сафии) и халифа ‘Али, а также племянник Хадиджи. Один из первых, кто принял Ислам, а также тот, кому при жизни был обещан Рай. Был известен под прозвищем Апостол посланника Аллаха. Один из шести «людей совета», которые были назначены ‘Умаром ибн аль-Хаттабом для выбора халифа после него.

[6] ‘Умар ибн ‘Анбаса — сподвижник пророка Мухаммада. Был в числе первых, кто принял Ислам в Мекке.

[7] Кысс ибн Са‘ид аль-Ийяди — один из арабских ораторов доисламского периода. Придерживался Единобожия и следовал учению пророка Ибрахима (Авраама). Умер в 23 г. по хиджре (600 г. по григор.).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1