Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Начиная новый этап в истории своего призыва, мусульмане решили посетить Запретную мечеть. Неужто они открыто объявили о своем намерении войти в Мекку, хотя еще вчера были оттуда изгнаны и с ними воевали даже там, где они нашли убежище? Эта война продолжалась между ними и курайшитами, но не привела к какому-либо значимому результату. И как при таких обстоятельствах они намереваются совершить умру?
Ответ в том, что Пророк ﷺ выполнением этого обряда хотел утвердить право мусульман совершать поклонение и дать понять язычникам, что Запретная мечеть не является собственностью отдельного племени, которое бы единолично управляло ею и могло не пускать в нее других. Мечеть является наследием пророка Ибрахима , а паломничество к ней является обязанностью для всех, до кого дошел призыв отца пророков веками ранее:
«Упомяни [Мухаммад] те времена, когда показали Мы Ибрахиму (Аврааму) место расположения Каабы [ведь оно было утеряно со времен Ноя, с момента потопа], сопроводив это словами: «Не возноси кого- или что-либо на Мой уровень (не обожествляй что-либо помимо Творца)! Очисть Мой Дом [Каабу, то есть территорию первого храма на земле, место, где он когда-то стоял, и выстрой его заново, сохраняя в чистоте от элементов язычества] для всех тех, кто придет сюда совершать ритуальный обход, остановится здесь и будет молиться, выполняя поясной и земной поклоны».
[Поднявшись на возвышенность] объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на исхудалых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков земли» (Св. Коран, 22:26, 27).
Потому мекканцы были не вправе препятствовать мусульманам. И если ранее им удалось изгнать верующих, то после произошедших событий язычники не должны упорствовать в своем заблуждении.
Желание Пророка ﷺ и его сподвижников совершить умру, войдя в состояние ихрама[1], является указанием на серьезность их намерения в установлении мира и оставлении вражды.
Когда же это происходит? После того как курайшиты приложили все возможные усилия, чтобы причинить вред мусульманам, но стал явным их проигрыш. Несколько лет они сражались, тратили имущество и проливали кровь против Ислама. Однако в итоге они вернулись с явными потерями и в кризисном состоянии, в то время как стопы мусульман укрепились, знамена возвысились, а ряды их врага поредели.
Мусульмане направились в Мекку в состоянии набожности и трепета пред Всевышним с желанием лишь совершить малый хадж, но не как воины в поиске отмщения. Нельзя допустить, чтобы они были лишены своего права. Посланник Всевышнего созвал мусульман и бедуинов с прилегающих территорий, сообщив, что желает умры, но не войны. С собой он взял жертвенных животных, чтобы накормить бедняков Мекки, коих прежде призывали уничтожить Пророка и искоренить Ислам в период битвы У рва.
Понимали ли те люди, что не признавали его пророческую миссию, намерение Мухаммада? Могли ли оценить его истинный настрой? Нет, воистину они как и прежде пребывали в своей враждебности и скверне.
Арабы-бедуины, окружавшие Медину, а также подобные им лицемеры понимали, что жители Мекки сразятся с Мухаммадом в мучительном бою и не позволят посетить Дом — они либо уничтожат Мухаммада, либо погибнут сами, но не дадут им достигнуть их цели. Поэтому данная умра виделась им преисполненной опасности, а значит, было лучше не принимать в ней участие. Если же предположить, что Пророк достигнет успеха, то после его возвращения не представится трудным попросить прощения.
«Скажут тебе [Мухаммад] оставшиеся позади [в трудную минуту не явившиеся] бедуины: «Заботы о нашем имуществе и семейное положение не дали нам возможности [пойти с тобою] (помешали этому). Попроси [у Господа] прощения за нас».
Они языками говорят то, чего нет в их сердцах [они неискренни. Не заботы их отвлекли, а беззаботность к общественно полезному и необходимому, нежелание сделать что-то бескорыстно для других, тем более когда это сопряжено с опасностью]. Ответь им: «Разве может кто-либо вам помочь в том случае, когда Аллах (Бог) пожелает вам нанесения вреда либо принесения пользы?!» [Вы беззащитны пред желанием Бога, знающего суть ваших сердец и степень искренности, а потому не лукавьте и не обманывайте самих себя.] Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен обо всем, что вы делаете [чем вы заняты и каковы ваши заботы].
Наоборот, вы думали, что Посланник и верующие более никогда не вернутся к своим семьям! [Вы полагали, что все они падут на поле брани, убитые язычниками, и сильно желали этого.] Приукрасилось это [такое ожидание] в ваших сердцах. [Такой печальный итог для верующих стал бы радостью для вас, причем вы радовались бы этому от души.] Вы думали плохо [делали наихудший для верующих прогноз] и превратились в гиблый (духовно застойный, ставший негодным) народ [обреченный на погибель, в первую очередь — на смерть внутренней морали и духовности]» (Св. Коран, 48:11, 12).
Верующие вышли с посланником Аллаха ﷺ в сторону Запретного Дома на 6-й год хиджры (628 г. по григор.) в месяце Зуль-ка‘да. Их число приближалось к 1400 человек. В пути они произносили тальбию[2]. В месте ‘Усфан недалеко от Мекки путники получили весть, что курайшиты вышли для сражения, поклявшись не пустить в город ни одного мусульманина. Войско мекканцев было в состоянии полной боевой готовности, а конницу возглавлял великий полководец Халид ибн аль-Валид, который на тот момент еще был в числе язычников.
В воздухе запахло войной. Воображение рисовало картину множества окровавленных тел, заполнивших священные земли. Мусульмане пришли не для того. Не подобало и мекканцам доводить до такого исхода. Посланник Всевышнего ﷺ произнес: «Ах, горе курайшитам! Война лишила их разума. Почему бы им не оставить меня и остальных арабов? Если они настигнут меня [войной и противостоянием], то будет ими [курайшитами] желаемое. Если же Аллах дарует мне победу над ними, то они войдут в Ислам и будет изобилие. В противном случае они будут сражаться со мной, и будет у них сила. Что же думают курайшиты? Клянусь Аллахом, я буду продолжать сражаться, следуя тому, с чем ниспослал меня Аллах, до тех пор пока Он не прояснит это дело либо пока не наступит смерть»[3].
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Ихрам — это один из столпов паломничества, при котором мужчины облачаются в два белых полотна, символизируя отрешенность от мирского и устремление к Единому Богу.
[2] Тальбия — специальная форма восхваления Всевышнего, произносимая во время паломничества.
[3] См.: Муснад ахмад. Т. 31. С. 212, хадис № 18910.