Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мусульмане достигли Табука, но никого там не застали. Римляне предпочли скрыться за своими границами, нежели столкнуться с новой силой. Пророк ﷺ заключил мирное соглашение с местными кочующими арабами-христианами. К договору присоединились жители Абля, Азру‘, Тайма’ и Давмат аль-Джандаль. Племена, которые поддерживали римлян, понимали — время упования на прежних господ закончилось.
Битва при Табуке схожа с битвой У рва. Поначалу мусульмане подверглись серьезному испытанию, но исход обернулся спокойствием и величием.
Пророк ﷺ пребывал там более десяти дней, бросая свой взор вдаль пустыни, где спрятались римляне в ожидании какого-либо движения. Увидев, что народ притаился в своих домах, он решил вернуться обратно победителем.
Пророк возвращался в Медину, издали он видел ее очертания и сказал: «Это Таба (одно из названий города Пророка)». Возле Ухуда он сказал: «Эта гора любит нас, и мы любим ее»[1]. Жители города
услышали о прибытии Пророка, женщины и дети вышли его встречать со словами:
Полная Луна взошла над нами,
Явившись из долины Вада,
Поэтому мы все должны выразить благодарность,
Пока есть взывающий к Аллаху.
Войско тягости было самым большим из всех, что вместе с Пророком ﷺ уходило на сражение: его численность достигла порядка тридцати тысяч человек. Пророк, после того как его встретили с полным радушием, не забыл обладателей больших сердец, оставшихся в городе в силу обстоятельств. Они желали выступить вместе со всеми, но вынужденно остались позади, по этой причине их глаза были наполнены слезами. Анас ибн Малик ─ передает, что посланник Аллаха по возвращении из Табука в Медину произнес: «Поистине, в то время как мы пересекали долину и находились в пути, в Медине оставались те, которые были с нами». Сподвижники спросили: «Кто они? Они находились в Медине?» Он ответил: «Да, они были в Медине. Их не было с нами из-за веских причин»[2]. Этими словами Пророк утешил тех, кто провожал его с печалью в сердцах на битву с римлянами. Своей снисходительностью он устранил тревогу, охватившую их души.
Что касается лицемеров, которые желали поражения мусульманам, и бедуинов, видевших в Исламе угрозу, то их ожидали неприятности.