Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Появление азана (Сира 91)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Ибн Исхак передает: «Когда посланник Всевышнего ﷺ прибыл в Медину, люди собирались для совершения молитвы в определенное время без какого-либо призыва. Посланник для сбора на молитву пожелал взять рог подобно тому, что был у иудеев. Вскоре он отказался от этой мысли, призвав использовать по примеру христиан колокол, который бы предвещал наступление очередной молитвы. В это время ‘Абдуллаху ибн Зейду ибн Са‘лябе[1] явился во сне призыв, после чего он поспешил к посланнику Аллаха и поведал об увиденном: «Во сне ко мне подошел мужчина в зеленых одеяниях, он нес в руках колокол. Я обратился к нему: «О раб Аллаха, продаешь ли ты этот колокол?» На что тот спросил: «Зачем он тебе нужен?» Я ответил: «С помощью него мы будем призывать к молитве». Тогда он сказал: «Не указать ли тебе на нечто лучшее? И когда я спросил, что тот имеет в виду, он привел слова азана».

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

(Аллах превыше всего.)

أَشْهَدُ أَنْ لا إله إلا الله

Ашхаду алля иляха иллял-лаах (2 раза)

(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом.)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الله

Ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах (2 раза)

(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха.)

حَيَّ عَلى الصَّلاَةِ

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)

(Спешите на молитву.)

حَيَّ عَلى الْفَلاَح

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)

(Спешите к спасению.)

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Аллааху акбарул-лааху акбар

لا إلَهَ إلا الله

Ляя иляяхэ илля ллаах

(Нет бога, кроме Аллаха.)

Посланник ﷺ, выслушав ‘Абудуллаха ибн Зейда, сказал: «Воистину, это правдивый сон, если будет воля Всевышнего. Пойди к Билялу и передай ему эти слова, пусть ими он призывает людей к молитве. Поистине, у него более громкий голос, чем у тебя». Когда же Билял произнес впервые азан, находившийся у себя дома ‘Умар услышал призыв и поспешил к посланнику Аллаха, волоча за собой свою накидку. «О пророк Аллаха, — воскликнул он, — клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я видел подобный сон!» Посланник Всевышнего произнес: «Лишь Аллаху принадлежит хвала» [2].

Приводится, что пророк Мухаммад ﷺ велел Билялу произносить азан. Он начал выполнять поручение Пророка, и тем самым призывать верующих к молитве.

Аз-Зухри передает, что однажды Билял во время азана на утренний намаз после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды добавил:

الصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنْ النَّوْمِ

Ас-саляяту хайрум-минан-наум

(молитва лучше сна). И посланник Аллаха ﷺ утвердил это добавление[3].

Приводится повествование о том, что ‘Умар ─ увидел сон, в котором ему было сказано: «Не используйте колокол, однако же произносите азан для молитвы». ‘Умар направился к Пророку и был поражен тем, что Билял уже призывает к молитве этими же словами. И когда ‘Умар сообщил о своем сне посланнику Аллаха ﷺ, тот произнес: «Поистине, тебя опередило Божественное Откровение» [4].

Все это указывает на то, что Откровение явилось, дабы подтвердить увиденное во сне ‘Абдуллахом ибн Зейдом ─. Эти прекрасные слова время от времени доносятся до нас, пробуждают наши сердца, побуждают спешить к Аллаху и служат призывом до тех пор, пока на земле будет совершаться молитва.

То, что состояние душ перекликается с Божественным Откровением, есть предел озарения истиной, признак праведности, ставшей неотъемлемой частью сути сподвижников. Их душам свойственна прямота наяву и во сне, сознательно и подсознательно. Посланник Аллаха ﷺ читал своим последователям Откровение, нисходившее с небес, а они читали ему и друг другу, что подчеркивает ответственность его окружения за призыв, не говоря уже о необходимости понимать и изучать Писание.

‘Абдуллах ибн Мас‘уд ─ передает: «В один из дней посланник Ал­лаха ﷺ сказал: «Прочти мне Коран». Я спросил: «О Посланник, неужто мне читать Коран, тогда как он тебе ниспослан?» Пророк ответил: «Воистину, я хочу услышать его от другого». ‘Абдуллах ибн Мас‘уд ─ начал читать суру «ан-Ниса’», пока не дошел до аятов:

«И как же [отреагируют люди в Судный День, когда] приведем Мы свидетелей для каждого народа. [То есть для всех людей Всевышний Творец приведет пророков и посланников, которые в жизни мирской избирались волею Господа из их числа и несли им Слово Божье. Приведены же они будут, чтобы засвидетельствовать: увещевание, призыв к вере в Бога и оповещение о скором наступлении Конца Света и Судного Дня имели место быть.] И ты [Мухаммад] будешь приведен Нами свидетелем для тех [кто жил с начала твоей миссии и до Конца Света]» (Св. Коран, 4:41).

Пророк дважды промолвил: «Достаточно». ‘Абдуллах ибн Мас‘уд ─ далее передает: «Когда я посмотрел на него, глаза его были переполнены слезами» [5].

Слова азана были внушены чистым душам, поглощенным поклонением и озабоченным истиной. И были среди них такие, которые настолько прониклись верой и отдались источнику пророчества, что Аллах велел Посланнику прочитать им некоторые суры из Корана, подчеркивая их положение перед Ним и степень их веры. Посланник Аллаха ﷺ, обращаясь к Убейю ибн Ка‘бу[6] сказал: «Аллах велел мне прочитать тебе суру «аль-Баййина». Убей вопросил: «Он назвал меня?» После утвердительного ответа Убей снова спросил: «Неужто я был упомянут возле Господа миров?» Посланник Аллаха ﷺ вновь ответил «да», и тогда глаза Убейя ─ наполнились слезами и он зарыдал[7].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн Зейд аль-Хазраджи — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров. Присутствовал на второй присяге при ‘Акабе. Принимал участие во всех битвах между мусульманами и многобожниками. ‘Абдуллах ибн Зейд является тем, кто во сне услышал слова азана, которые посланник Всевышнего одобрил и используя которые велел Билялу ибн Рабаху призывать людей к молитве.

[2] См.: ас-Сухайли ‘А. Ар-рауд аль-унуф. Т. 4. С. 300.

[3] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. В 5 т. [б. м]: ар-Рисаля аль-‘алямийя, 2009. Т. 1. С. 453, хадис № 707.

[4] См.: ас-Сухайли ‘А. Ар-рауд аль-унуф. Т. 4. С. 301.

[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 6. С. 196, хадис № 5050.

[6] Убей ибн Ка‘б — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров, из рода Му‘авии ибн ‘Амра племени Хазрадж, чтец Священного Корана, ученый, правовед. Обладал умением писать еще в период джахилии. Пророк избрал его в качестве первого писца Откровений из числа ансаров. Передается, что заключительный Божий посланник сказал: «Берите Коран от четверых — Ибн Мас‘уда, Убейя ибн Ка‘ба, Му‘аза ибн Джабаля и Салима». Известен как передатчик хадисов. Присутствовал на второй присяге при ‘Акабе. Вместе с Пророком принимал участие во всех битвах мусульман с многобожниками. Убей ибн Ка‘б собрал Священный Коран в единую книгу при жизни Пророка и представил ее посланнику Всевышнего. Известен как Господин чтецов Священного Корана.

[7] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 6. С. 175, хадис № 4959.

Мухаммад

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Культурная идентичность

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 49:13 и говорит о межкультурных отношениях. Слушать и скачать можно в статье

    09.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ибн Таймия, Ибн Кайим

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает о жизни и трудах двух великих богословов. Слушать и скачать можно в статье

    09.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Преврати медь в золото!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как превратить каплю духовности в нескончаемый поток радости. Слушать и скачать можно в статье

    08.12.24

Аят дня

Хадис дня

55:9

Будьте [также] справедливы при взвешивании [в торговых операциях; не обвешивайте, не обманывайте покупателя], не портите весы (мерила) [дабы обманным путем извлечь выгоду] (Св. Коран, 55:9). [telegramline]

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Культурная идентичность

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 49:13 и говорит о межкультурных отношениях. Слушать и скачать можно в статье

    09.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ибн Таймия, Ибн Кайим

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает о жизни и трудах двух великих богословов. Слушать и скачать можно в статье

    09.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Преврати медь в золото!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как превратить каплю духовности в нескончаемый поток радости. Слушать и скачать можно в статье

    08.12.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic