Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, у Аллаха (Бога, Господа) 99 имен[1]. 100, кроме одного. Кто перечислит их [сможет «охватить», выучить], тот войдет в Рай»[2].
Пророк Мухаммад также сказал: «У Аллаха (Бога, Господа) 99 имен. 100, кроме одного. Если кто-либо выучит их, то он непременно войдет в Рай. Он [Бог] Один (нечетный) и любит нечетное»[3].
В Исламе очень строго с тем, что Бог Один, Он трансцендентен (не ограничен ни местом, ни временем) и нет ничего подобного Ему[4]. Имена Господа миров не говорят о множественности Его, а раскрывают безграничные качества и характеристики Бога.
Имам аль-Хаттаби сказал: «Хадисы говорят об определенном количестве имен Бога, но это не исключает того, что их может быть больше»[5].
Почему именно 99 имен?
Значительная часть ученых сформулировала ответ так: «Это одна из форм поклонения Богу (согласиться и принять как есть). Невозможно понять это человеческим разумом, подобно тому, как невозможно понять, почему именно пять обязательных молитв (а не три или восемь)»[6].
Как понять «кто перечислит, охватит, выучит»? Имам аль-Хаттаби дает три варианта практического понимания:
1. Перечислять полностью, а не выборочно; молить Бога и восхвалять Его, проговаривая все 99. В таком случае будет получено обещанное вознаграждение;
2. Понять суть всех 99 имен, осознать и применять их смысл в повседневной жизни. Говоря «ар-Раззаак» (Питающий [Дарующий пропитание и необходимый удел всему сотворенному]), быть уверенным в получении своего удела, даже если возникнут сложности и препятствия. При самых неожиданных поворотах судьбы и в самых неприятных обстоятельствах не сквернословить, не ругаться, тем самым на практике применяя осознание имени «ас-Самии‘ « (Всеслышащий). И так далее.
3. «Охватить» — значит охватить разумом смыслы (смысловую нагрузку) всех этих 99 имен[7]. И только.
Имам ан-Навави передал слова имама аль-Бухари и других ученых о том, что упомянутое в хадисе «кто выучит» следует понимать буквально – выучить наизусть и не забывать[8].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В Священном Коране о прекрасных именах Аллаха (Бога, Господа) упоминается в четырех местах: 7:180, 17:110, 20:8 и 59:24. Упоминается о них вообще, и человек призываем использовать их при обращении к Богу. Число имен Бога в Коране не конкретизируется. Об этом сказано лишь в Сунне, в достоверных хадисах.
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 840, хадис № 2736; там же. Т. 4. С. 2307, хадис № 7392; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 16. С. 466, хадис № 7392 и пояснение к нему; там же. Т. 6. С. 444, хадис № 2736; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 142, хадис № 2353, «сахих».
[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2013, хадис № 6410; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 14. С. 256, хадис № 6410 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 142, хадис № 2354, «сахих».
[4] «Нет ничего, подобного Ему» (см. Св. Коран, 42:11).
[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 14. С. 263, пояснение к хадису № 6410.
[6] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 14. С. 265, пояснение к хадису № 6410.
[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 14. С. 270, пояснение к хадису № 6410.
[8] Там же.