Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Присоединение опоздавшего к совершающим фард пятничной молитвы (джума-намаза)

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Ученые-ханафиты считают: «На сколько бы ни опоздал мусульманин на молитву, он присоединяется к молящимся и продолжает молиться вместе с ними. По завершении имамом молитвы словами приветствия[1] опоздавший встает и самостоятельно[2] дочитывает ту часть молитвы, которую он пропустил». Это мнение подтверждается хадисом: «К чему вы успели – то совершайте, а что миновало вас – дополняйте [дочитывайте]»[3].

Ученые-шафииты считают: «Если опоздавший успел присоединиться к молящимся во время совершения второго ракяата[4], то он успел на пятничную молитву. После второго приветствия имама он, остановившись уже на «ташаххуде», встает и, не нарушая молитвы, дочитывает первый ракяат с завершающим приветствием по обе стороны, которое не было им совершено вслед за имамом. Если же задержавшийся не успел присоединиться к молящимся во время поясного поклона второго ракяата, ему необходимо будет совершить четыре ракяата молитвы Зухр. Аргументируется это словами пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Кто успеет на один ракяат (хотя бы на второй) [пятничной] молитвы, тот настиг ее [успел на нее]»[5].

Относительно обычных повседневных молитв ученые шафиитского и ханафитского мазхабов едины во мнении, что «если опоздавший успеет сделать намерение, встать в ряд молящихся и произнести начальный «такбир» с поднятием кистей рук до первого приветствия имама («ас-саляму ‘аляйкум ва рахматул-лах»), то данная молитва засчитывается ему как совершенная совместно с другими, в джама‘ате. Со вторым приветствием он встает и дочитывает молитву самостоятельно»[6].  

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] А точнее – после начала второго приветствия, при повороте головы влево со словами «ас-саляму ‘аляйкум ва рахматул-лах». [2] Молитва дочитывается ракяатами: если опоздавший успел присоединиться к молящимся до того, как имам начал подниматься с поясного поклона в первом ракяате, то дочитывать молитву не нужно; если же после – то первый ракяат совершается полностью. Молящийся встает, не делая приветствия по обе стороны (как в этот момент делают другие), и без начального «такбира» (который вместе с намерением оговаривается опоздавшим до того, как он присоединится к молящимся) совершает только первый ракяат в обычной последовательности. Прочитав «ташаххуд» и «салават», опоздавший делает приветствие по обе стороны, завершив тем самым два ракяата фарда пятничной молитвы, которые засчитываются ему как совершенные с имамом в джама‘ате. [3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 5. С. 517–519, хадисы № 2145 и 2146, оба «сахих». [4] То есть если, сделав намерение и произнеся начальный «такбир» с поднятием кистей рук, он успел присоединиться до того, как имам со словами «сами‘а ллаху ли мэн хамидэхь» начнет подниматься с поясного поклона второго ракяата. Необходимость чтения суры «аль-Фатиха» в данном случае аннулируется. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 73; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2. С. 1175. [5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Абу Дауда, Малика и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 72, хадис № 580. Подробнее см.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 348–353, хадисы № 1483, 1485–1487 и пояснения к ним. В другом хадисе: «Кто успеет на один ракяат пятничной молитвы, тот пусть присоединит к нему другой». См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8366, «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1293, 1297. [6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1174, 1175.

Намаз

Джума

Пятничный намаз

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic