Ученые-ханафиты считают: «На сколько бы ни опоздал мусульманин на молитву, он присоединяется к молящимся и продолжает молиться вместе с ними. По завершении имамом молитвы словами приветствия[1] опоздавший встает и самостоятельно[2] дочитывает ту часть молитвы, которую он пропустил». Это мнение подтверждается хадисом: «К чему вы успели – то совершайте, а что миновало вас – дополняйте [дочитывайте]»[3].
Ученые-шафииты считают: «Если опоздавший успел присоединиться к молящимся во время совершения второго ракяата[4], то он успел на пятничную молитву. После второго приветствия имама он, остановившись уже на «ташаххуде», встает и, не нарушая молитвы, дочитывает первый ракяат с завершающим приветствием по обе стороны, которое не было им совершено вслед за имамом. Если же задержавшийся не успел присоединиться к молящимся во время поясного поклона второго ракяата, ему необходимо будет совершить четыре ракяата молитвы Зухр. Аргументируется это словами пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Кто успеет на один ракяат (хотя бы на второй) [пятничной] молитвы, тот настиг ее [успел на нее]»[5].
Относительно обычных повседневных молитв ученые шафиитского и ханафитского мазхабов едины во мнении, что «если опоздавший успеет сделать намерение, встать в ряд молящихся и произнести начальный «такбир» с поднятием кистей рук до первого приветствия имама («ас-саляму ‘аляйкум ва рахматул-лах»), то данная молитва засчитывается ему как совершенная совместно с другими, в джама‘ате. Со вторым приветствием он встает и дочитывает молитву самостоятельно»[6].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] А точнее – после начала второго приветствия, при повороте головы влево со словами «ас-саляму ‘аляйкум ва рахматул-лах».
[2] Молитва дочитывается ракяатами: если опоздавший успел присоединиться к молящимся до того, как имам начал подниматься с поясного поклона в первом ракяате, то дочитывать молитву не нужно; если же после – то первый ракяат совершается полностью. Молящийся встает, не делая приветствия по обе стороны (как в этот момент делают другие), и без начального «такбира» (который вместе с намерением оговаривается опоздавшим до того, как он присоединится к молящимся) совершает только первый ракяат в обычной последовательности. Прочитав «ташаххуд» и «салават», опоздавший делает приветствие по обе стороны, завершив тем самым два ракяата фарда пятничной молитвы, которые засчитываются ему как совершенные с имамом в джама‘ате.
[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 5. С. 517–519, хадисы № 2145 и 2146, оба «сахих».
[4] То есть если, сделав намерение и произнеся начальный «такбир» с поднятием кистей рук, он успел присоединиться до того, как имам со словами «сами‘а ллаху ли мэн хамидэхь» начнет подниматься с поясного поклона второго ракяата. Необходимость чтения суры «аль-Фатиха» в данном случае аннулируется. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 73; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2. С. 1175.
[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Абу Дауда, Малика и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 72, хадис № 580. Подробнее см.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 348–353, хадисы № 1483, 1485–1487 и пояснения к ним. В другом хадисе: «Кто успеет на один ракяат пятничной молитвы, тот пусть присоединит к нему другой». См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8366, «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1293, 1297.
[6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1174, 1175.