Пророк-учитель (Сира 11/186)

Между людьми Писания ходило много слухов о том, что приблизилось время прихода Пророка, и тому было обоснование. Поистине, люди привыкли к тому, что посланники следовали друг за другом, период между одним и другим был непродолжительным. Часто бывало так, что посланники посылались одновременно в одном веке: либо в одних городах, либо в близлежащих. Однако после ‘Исы (Иисуса) положение изменилось, близилось к завершению шестое столетие после его прихода, но до сих пор не было нового пророка.

Когда земля переполнилась порочностью и заблуждениями, ожидание прихода реформатора усилилось. Были те, которые отвергали правящее невежество, они желали быть выбранными для великой миссии. Среди них — Умайя ибн Абу ас-Сальт[1], стихи которого были наполнены рассказами об Аллахе и присущих Ему качествах. Пророк ﷺ сказал: «Умайя был близок к тому, чтобы покориться»[2]. ‘Амр ибн аш-Шарид[3] передает слова своего отца аш-Шарида ибн Сувейда ─[4], который сказал: «Я сидел позади Пророка, и он сказал: «Есть ли у тебя что-либо из стихов Умайи ибн Абу ас-Сальта?» Я произнес один бейт, он сказал: «Расскажи еще». И я рассказал еще сто бейтов»[5].

Однако же Божественная воля обошла стороной тех, кто сочинял поэмы и стремился к обретению столь высокого положения, и возложила великую миссию на человека, который к ней никогда не стремился и даже не помышлял.

«Ты [Мухаммад] не просил о том, чтобы к тебе снизошла Книга, однако [это произошло] милостью от Господа. И никоим образом не будь помощником для безбожников [не содействуй им в делах грешных, не способствуй распространению их заблуждений]» (Св. Коран, 28:86).

Избрание для великих миссий не дается по желанию, но по силе и готовности нести это бремя. Сколько в жизни тех, которые имеют рвение, но им хватает смелости лишь для мечтаний. И сколько стойких, которым присуща молчаливая скромность, но, когда на них возлагается ответственность, они вершат нечто удивительное. Суть, ценность душ знает лишь их Творец. Тот, Кто желает направить весь мир на правильный путь, избирает для этой цели великого человека.

Арабы в период джахилии почитали Мухаммада, видели в нем и образе его жизни принципиальность и мужественность, а также знаки достоинства. Однако они не могли и предположить, что будущее людских жизней связано с его будущим, что мудрость сойдет с этих чистых уст и распространится во всех уголках мира. Они видели в нем лишь только то, что видит ребенок, смотрящий на море, — гладкую поверхность, не дающую увидеть глубину.

Избрание Аллахом Мухаммада было для него неожиданностью, но страх постепенно рассеялся. Он стойко нес то, что на него было возложено. Он уверенно последовал прямым путем, получая поддержку Свыше. Откровение ниспосылалось в течение 23 лет, аяты нисходили в соответствии с событиями и обстоятельствами. В этот длительный период Аллах обучал Своего пророка. От Него посланник Аллаха получал живые знания, затем они становились частью его сути, после он обучал людей и вел их по пути знаний.

Ниспослание Священного Корана осуществлялось согласно задуманному Мудрым Законодателем. Воистину, требуется время для лечения душ, управления народами и утверждения законов. Внутренняя согласованность Корана, ниспосылаемого на протяжении долгого времени, его смыслов, целей и задач, является одним из чудес. Поистине, последние его части пришли по истечении почти четверти века, согласуясь с тем, что было ниспослано в начале. Одна часть подтверждает правдивость другой, дополняя ее, будто бы они были ниспосланы разом. Люди задавались вопросом, почему Коран был ниспослан таким образом.

«Безбожники сказали: «А вот если б Коран был ниспослан ему весь разом от начала и до конца [тогда мы еще подумали бы, верить или нет]. Это [ниспослание его частями на протяжении десятилетий]— для укрепления твоего сердца [и для постоянной духовной поддержки и поэтапного просвещения тех, кто окружает тебя, а также для последующих поколений]. Мы [говорит Господь миров] даем его тебе именно по частям [постепенно].

С чем бы они к тебе [Мухаммад] ни пришли [какие бы требования ни выставляли, чего бы ни запрашивали и о чем бы ни просили, стараясь сбить с толку], Мы даем тебе истину и наилучшее разъяснение [происходящего в форме очередных строк Писания, вписывающихся как в контекст конкретной ситуации, так и в контекст последующих до Конца Света столетий, тысячелетий человеческой истории]» (Св. Коран, 25:32, 33).

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Умайя ибн Абу ас-Сальт ас-Сакафи — доисламский арабский поэт, знаток древних писаний из Таифа. Жил в Сирии, в Дамаске и Бахрейне. Ибн Кутайба сообщал, что Умайя читал древние писания, ненавидел поклонение изваяниям, в своей поэзии приводил рассказы пророков и использовал много незнакомых для бедуинов слов, взятых им из древних писаний. Некоторые из сохранившихся его 900 стихов были собраны в диване (собрании поэтических произведений) Мухаммада ибн Хабиба. Умер в 8 г. по хиджре (630 г. по григор.).

[2] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. В 2 т. Каир: Ихья аль-кутуб аль-‘арабийя, [б. г]. Т. 2. С. 1236, хадис № 3758.

[3] ‘Амр ибн аш-Шарид ибн Сувейд ас-Сакафи — передатчик хадисов из Хиджаза. В цепочке передатчиков является надежным. Передал хадисы от своего отца аш-Шарида ибн Сувейда и известного сподвижника ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса.

[4] Аш-Шарид ибн Сувейд ас-Сакафи — известный сподвижник пророка Мухаммада. Был в числе присягнувших посланнику Всевышнего на верность под деревом в Худайбийе. Умер во время правления Язида ибн Му‘авии.

[5] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]. В 5 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-араби, [б. г]. Т. 4. С. 1767, хадис № 2255.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1