В основе данного вопроса лежит хадис от аль-Мугийра ибн Шу‘ба, в котором говорится, что иногда при омовении «пророк Мухаммад протирал [ноги влажными руками] поверх «джаврабейн»[1]»[2]. Все ученые согласны с тем, что такая практика допустима.
Условия, оговариваемые исламскими учеными в случае «протирания (масх) поверх «джаврабейн» вместо мытья ног», связаны с характеристикой того, что подразумевается под «джаврабейн».
Богословы едины во мнении о разрешенности протирания носков в том случае, если они имеют кожаную подошву (или полностью кожаные)[3]. Что касается обычных носков, то применение к ним «масх» также допустимо, если они плотные, не просвечиваются и самостоятельно держатся на ногах[4].
Оговариваемое в некоторых теологических трудах условие о «возможности прохождения человеком в них [носках] порядка 2250 метров с тем, что носки сохранят при этом свою целостность», и о том, «чтобы они не пропускали воду», достаточно далеко от Сунны и нерационально в сегодняшней практике[5].
Что важно знать
1. Протирание (масх) совершается тремя влажными средними пальцами руки, начиная с пальцев ноги и вверх к щиколотке[6].
2. Плотные носки или кожаные сапоги для последующего их протирания надеваются лишь после того, как совершено обычное омовение ступней ног, включая щиколотки.
3. Снятие плотных носков или сапог после того, как было совершено омовение с протиранием их, делает это омовение недействительным.
4. Как бы ни нарушалось состояние ритуальной чистоты, протирание (масх) действительно в течение 24 часов, а для путника (мусафира) – в течение 72 часов. Исключением является только случай, когда человеку необходимо совершить полное омовение (гусль).
Думаю, нужно отметить, что, оставаясь убежденными в неизменности Закона Божьего до Конца Света, но принимая во внимание гибкость Его установлений, важно использовать канонические нормы, направленные на облегчение жизни верующего. Например, если человек в рабочее или иное время не имеет должных условий для совершения омовения, наиболее сложным элементом которого является промывание ног, то он, исходя из Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) и принимая во внимание толкования исламских ученых, может протирать ноги поверх носков (учитывая их плотность). Данное каноническое облегчение особенно применимо в тех странах и местностях, где крайне мало мечетей и мест для совершения омовения (как на рабочих предприятиях, так и в общественных местах). В то же время не нужно злоупотреблять этой нормой, помня о том, что чистоплотность является неотъемлемой частью жизни и веры мусульманина.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1]В тексте хадиса употреблено слово «джаврабейн», которое обозначает все то, что надевается на ноги (кроме кожаных сапог) высотой выше щиколотки. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 169; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 497.
[2]См.: Своды хадисов Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и ат-Тахави. Ат-Тирмизи, например, говорил о достоверности данного хадиса («хасан, сахих»). См.: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 1. С. 141.
[3]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 497.
[4]См.: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 141, 142; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 498.
[5] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 215.
[6]В дополнение к этому богословы-шафииты считают желательным протирание подошвы. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11т. Т. 1. С. 476.