Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) с порицанием относится к пустословию (болтовне; к тому, что человек много или бестолково говорит) [когда людьми собирается и обсуждается совсем неважная для земной и вечной перспектив информация, просто ни о чем или обо всем, без какого-либо серьезного, вписывающегося в их цели и задачи смысла — цели и задачи, благодаря которым день наполнен трудом и строгой ежедневной самодисциплиной] и [с порицанием относится] к [вашей] излишней вопросительности»[1].
*
Сподвижник пророка Мухаммада Абу Хурайра передал: «Однажды посланник Божий (да благословит его Господь и приветствует) во время проповеди обратился к нам со словами: «О люди, Аллах (Бог, Господь) вменил вам в обязанность хадж (паломничество в Мекку), так совершайте же его!» Один из присутствовавших спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?» Пророк промолчал [ничего не ответил]. [Он хранил молчание до тех пор] пока тот не повторил свой вопрос трижды. Тогда он (да благословит его Творец и приветствует) воскликнул: «Если я скажу «да», то это станет обязательным, но [я знаю, что] вы не сможете [сделать этого]!»
После Пророк произнес: «Возьмите лишь то, что я вам оставил! [Не выдумывайте и не додумывайте, не допытывайтесь и не усложняйте! Не спрашивайте меня о том, что не вменил вам в обязанность!] [Не забывайте!] Многочисленность [бестолковых] вопросов [пусть они даже кажутся вам толковыми и важными] и разногласия с пророками [усложнение простых вещей; когда эти два общественных недуга переходили критический уровень] уничтожили тех, кто был до вас. [Не подвергайте же себя опасности пустословием!] То, что повелел я вам, — совершайте настолько, насколько вы в состоянии [в меру сил и возможностей; вынужденные ситуации включают послабления], а то, что запретил [все то, что относится к явно запретному], — оставьте, удалитесь от него [и без компромиссов]»[2].
Эти слова пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) произнес в период прощального хаджа.
*
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Человеку предостаточно греха, если он говорит обо всем, что слышит»[3].
То есть когда человек собирает информацию и общается с другими не о том, что полезно для его земной и вечной перспектив, что поможет ему стать лучшим в делах[4] (в учебе, в профессиональном деле; в ведении домашнего хозяйства, в вопросах здоровья или набожности), а просто обо всем, что видит или слышит в Интернете, по телевизору или радио, чего набирается из пустых, бесполезных разговоров с другими людьми. В этом очень много греха — четко и конкретно предупредил нас заключительный Божий посланник!
«Одна из отличительных черт хорошего мусульманина — не обращать внимания, оставить, покинуть то, что его не касается».
*
В другом достоверном хадисе сказано: «Он очень мало говорит о том, что лично к нему не имеет отношения»[5].
Важно отметить, что здесь речь идет о сосредоточенности на собственном жизненном пути и целеустремленности, которые не оставляют времени на бесполезные дела, на выискивание чужих ошибок, на сплетни, обсуждение кого-то или просто пустопорожнюю речь — они лишь убивают время, которого не вернуть, но за которое отвечать пред Богом в Судный День.
*
Пророк Мухаммад предупреждал: «Люди не перестанут друг друга спрашивать [задавая никчемные и бессмысленные «важные» вопросы о религии], пока не дойдут до того, что скажут: «Таков Аллах (Бог, Господь), Творец всего [но скажите], а кто сотворил [самого] Бога?»[6]
Из этого же разряда вопросы «а где Он?», «а что Он?», распространенные у современного мусульманского интернет-поколения. Можно даже встретить и такой глупый вопрос, как «а сможет ли Бог сотворить камень, который не сможет пошевелить (поднять)?!»[7] Следует вежливо дистанцироваться от подобных собеседников и отстраниться от информационных потоков, которые загрязняют и засоряют цветущие сады нашего сознания и подсознания[8]. Также он (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Проявляйте скромность пред Аллахом (Богом, Господом) (будьте очень скромны пред Ним)! Кто по-настоящему скромен пред Богом, тот пусть бережет голову и все, что в ней [строго следит за тем, что читает, что смотрит, что слушает и что говорит]!»[9]
Время и энергию следует инвестировать в то, что полезно в обоих мирах, имеет хорошие перспективы, а не тратить на пустые рассуждения, похваляясь своими познаниями или допытываясь о маловажном из праздного любопытства. Наполните свою жизнь смыслом и каждодневным трудом, тогда никчемные вопросы не будут возникать, а пустые темы не займут места в вашей светлой голове. Вы станете думать лишь о том, как успеть реализовать свой сценарий-шедевр, будете искать возможности для его скорейшей и наилучшей реализации!
*
Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас сказал: «Есть пять качеств, присутствие которых в человеке намного более ценно для него, чем стадо прекрасных верблюдов[10]:
1. Не разговаривай на темы, тебя не касающиеся (а это и пустословие, и разговоры о том, в чем ты несведущ). В противном случае тратишь время зря. Здесь ты не защищен от ошибки и греха.
2. Если говоришь о том, к чему имеешь отношение (в чем по-настоящему сведущ), то говори к месту, с расчетом точного попадания в цель. Часто бывает, что люди говорят о касающемся их, но не к месту, за что и упрекаемы.
3. Не спорь! Ни с терпеливым (умным), ни с глупцом. В терпеливом ты пробудишь чувство неприязни к тебе (он победит тебя как минимум ответным молчанием), а глупец причинит тебе боль (своим невежеством и невоспитанностью).
4. В отсутствие друзей говори о них то, что хотел бы слышать из их уст о себе (вспоминай о них только в хорошем ключе). Умей прощать друзьям и желай им только благоденствия, как желаешь этого самому себе.
5. Совершая поступки, будь мужчиной: не упускай из виду очевидность воздаяния за благое и неотвратимость наказания за греховное»[11].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 718, хадис № 2408 (часть хадиса); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 86, хадис № 2408 (часть хадиса), а также т. 13. С. 496–501, хадис № 5975 (часть хадиса) и пояснение к нему.
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 4. С. 84; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 529, хадис № 412–(1337); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 139, 140, хадис № 2/1273 и пояснение к нему.
В Своде хадисов аль-Бухари есть хадис с похожим смыслом: «Возьмите лишь то, что я вам оставил! [Не выдумывайте и не додумывайте, не допытывайтесь и не усложняйте! Не спрашивайте меня о том, что не вменил вам в обязанность!] [Не забывайте!] [Бестолковые] вопросы [пусть они даже кажутся вам толковыми и важными] и разногласия с пророками [усложнение простых вещей; когда эти два общественных недуга переходили критический уровень] уничтожили тех, кто был до вас. [Не подвергайте же себя опасности!] То, что я запретил вам [все то, что относится к явно запретному], — оставьте, удалитесь от него [и без компромиссов], а то, что повелел вам, — совершайте настолько, насколько вы в состоянии [в меру сил и возможностей; вынужденные ситуации включают послабления]». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2275, хадис № 7288.
Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 19, хадис № 1, «сахих»; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 14; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 473.
[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 540, хадис № 4992, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 389, хадис № 6236, «сахих».
Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 22, хадис № 5–(5); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 389, хадис № 6242, «сахих».
[4] В Коране сказано: «Он [Господь миров] сотворил небеса и землю <…> [на которой в последующем разместил вас поколениями, этапами и периодами] для того, чтобы выявить, проведя через [земной] экзамен [жизни], тех, кто лучший делами (поступками, трудом)» (см. Св. Коран, 11:7); «Он [Господь миров] сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) [материализуя мысли, размышления и слова в конкретные продуманные и перспективные дела, поступки, имея при этом высокую квалификацию и подходя ко всему ответственно]» (см. Св. Коран, 67:2).
[5] Хадис от Абу Хурайры, аль-Хусайна ибн ‘Али, Абу Бакра и др.; св. х. Ахмада, ат-Табарани, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 1. С. 88, хадис № 41, а также т. 10. Ч. 19. С. 257, хадис № 3; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 503, хадис № 8243, «сахих».
Также см.: аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 540, 541, хадисы № 51–55.
[6] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2277, хадис № 7296; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 329, хадис № 7296 и пояснение к нему.
[7] В Коране четко сказано: «Нет ничего, подобного Ему [Богу, Господу миров]» (см. Св. Коран, 42:11). И этого как информации о Боге для верующего человека предостаточно!
[8] Если у человека возникают подобные вопросы, тогда ему достаточно сказать «я уверовал в Бога», или «я уверовал в Бога и Его посланников», или «я удаляюсь от Сатаны, прибегая к Богу». Об этом сказано в достоверных хадисах. После чего следует произвести мысленное замещение — сознательно напомнить себе о главном и важном на предстоящий день и сделать конкретные трудоемкие действия (как бы лень не было!), приближающие к серьезным целям (физического, духовного, интеллектуального или материального характера), ограниченным сроками и приумножающим наше ощущение полноты счастья, когда ты через самодисциплину и труд вдыхаешь ароматы земного великолепия и чувствуешь ароматы вечного (с Божественного на то благословения). См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 78, хадисы № 212–(134), 213–(134), 214–(134); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 329, хадис № 7296 и пояснение к нему.
[9] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 65, хадис № 973, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 702, хадис № 2463.
[10] С учетом современных ценностей: «чем табун прекрасных породистых скакунов», «чем автомобильный салон, полный эксклюзивных и дорогостоящих моделей автомобилей» или «чем коллекция самых дорогих и редких бриллиантов».
[11] См.: аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 535, 536.