Вопрос. Слышал, что в пятницу нужно обязательно мыться, совершать полное омовение. Но у нас иногда отключают горячую воду, а мыться холодной или греть ее не очень удобно. Можно ли в отдельных случаях ограничиться малым омовением в пятницу?
Ответ. Совершение полного омовения в пятницу относится к Сунне, то есть к желательным действиям. А “желательность аннулируется даже при малой необходимости”[1]. В вашем случае вы можете ограничиться малым омовением.
Обоснование. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:
“Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)”[2]; “Полное омовение (гусль) в пятницу — это обязательное [на уровне следования сунне] действие для любого совершеннолетнего”[3]; “Обязанность каждого мусульманина в пятницу – [совершить] полное омовение (гусль). Он надевает хорошую одежду и, если у него есть возможность, умащает себя благовонием”[4], [5].
Все эти достоверные хадисы побуждают к чистоте тела и одежды, особенно когда человек отправляется в людное общественное место. Побуждают, но канонически не обязывают. Даже если человек не совершит полного омовения и ограничится малым, для посещения мечети и совершения пятничной молитвы в ней этого будет достаточно.
Напомню, что в Исламе сформулировано несколько богословских правил, указывающих на то, что акцент в религиозной практике всегда делается на облегчение ее выполнения, а не усложнение. И это на основе аятов и достоверных хадисов. Например, в Коране сказано: «Аллах не сделал для вас затруднений в религии» (Св. Коран, 22:78). А в хадисе пророк Мухаммад четко заявляет: «Религия – это легкость, а не трудность». Нет смысла усложнять и затруднять себе жизнь через религию, пусть даже имея при этом благие намерения.
Подробнее по теме здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Одно из богословских правил в Исламе. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 131.
[2] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 263, хадис № 877.
[3] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 264, хадис 879.
[4] Хадис от Абу Саида; св. х. Ахмада. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 248, хадис № 1190.
Также см., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 338, хадис № 5463, “сахих”; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 4. С. 21, хадис № 1219.
[5] Другие хадисы по теме и пояснения см.: https://umma.ru/polnoe-omovenie-gusl-prigotovlenia-v-dzhuma.