Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Рассечение груди (Сира 26)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Мухаммад рос среди рода Са‘д в течение пяти лет и крепчал с каждым днем. В пятилетнем возрасте не стоит ожидать от ребенка чего-либо значимого, о чем можно было бы упомянуть. Однако достоверная Сунна зафиксировала событие, известное как рассечение груди.

От Анаса передается, что к посланнику Аллаха ﷺ явился Джабраил (Гавриил), когда мальчик играл вместе с детьми. Джабраил (Гавриил) положил его на землю, рассек грудь и достал сердце. Затем он извлек из органа сгусток и произнес: «Это удел шайтана в тебе». После он омыл в золотой посуде сердце водой Зам-Зама и вернул на место. Дети поспешили к кормилице и сообщили, что Мухаммад убит. Когда же они вернулись к нему, то застали побледневшим[1]. Эта история, напугавшая Халиму и ее мужа, повторилась с Мухаммадом в возрасте пятидесяти лет.

Малик ибн Са‘са‘а[2] передает, что посланник Аллаха рассказал им о Ночи Вознесения: «Я находился в аль-Хатыме (а возможно, что в месте аль-Хиджр) и лежал в полудреме, когда явился посланец. Он рассек то, что между этим и этим, — Пророк указал на область груди, — достал сердце, принес наполненный верой золотой сосуд и вернул омытое в нем сердце на место»[3].

Из этих повествований мы извлекаем важный смысл. Будучи избранным, Мухаммад не мог оставаться без Божественной опеки. Всевышний не желал оставить его подверженным даже незначительным нашептываниям, как это происходит с обычными людьми. Зло распространяет свое влияние и заполняет им пространство. Есть сердца, которые восприимчивы к волнам и находятся под их воздействием. Что касается сердец пророков, то, по воле Аллаха, они не воспринимают негативные колебания. Поэтому усердие посланников заключается не в борьбе с вероятностью падения и трате времени на самоочищение, а в постоянном развитии и очищении от порочности других людей.

‘Абдуллах ибн Мас‘уд передает: «Посланник Аллаха сказал, что за каждым закреплены его спутники из числа ангелов и джиннов». Люди спросили: «И за тобой, о посланник Аллаха?» Он ответил: «И за мной. Однако Аллах оказал мне поддержку и джинн покорился, потому он призывает меня лишь к благому»[4].

В хадисе от ‘Айши передается: «Посланник Аллаха ﷺ спросил:

— Испытывала ли ты ревность?

— Разве могут подобные мне испытывать ревность к людям, подобным тебе? —сказала в ответ ‘Айша, имея в виду их разницу в возрасте.

— К тебе пришел твой шайтан, — сказал Посланник.

— Неужели возле меня шайтан?

— Он рядом с каждым.

— И с тобой?

—Да, но Аллах мне помог, шайтан покорился и не может подстрекать меня к плохому»[5].

Приведенные хадисы указывают на защиту, которую Аллах предоставил Мухаммаду. С раннего детства он был вдали от мест, где человек может поддаться соблазну. Некоторые толкователи Корана, разбирая первые три аята суры «аш-Шарх»: «Разве Мы [говорит Господь миров] не раскрыли (не очистили) твою грудь [не расширили, не озарили светом веры, не создали простор в твоей душе, в твоем сердце]?! [Разве] Мы не сняли с тебя тяжесть (бремя), которое отяжелило твою спину?!» упоминают данное событие как то, о котором идет речь в Писании. Но, возможно, в Коране события приводятся метафорически, и необязательно в качестве указания на историю рассечения груди Пророка. Подобная форма изложения, когда используется образное выражение, встречается и в Сунне, к примеру, упоминается хадис от ‘Айши, что некоторые жены спросили Пророка: «Кто из нас раньше всех примкнет к тебе (после смерти)?» Он ответил: «Та, у которой самая длинная рука»[6]. Они принялись мерить длину рук, и самыми длинными руками обладала Сауда[7]. Однако его слова не следовало понимать буквально. Он имел в виду умение быть щедрой в милостыне: такой была Зайнаб бинт Джахш[8].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Муснад Ахмад. Т. 19. С. 489, хадис № 12506.

[2] Малик ибн Са‘са‘а ибн Вахб — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров. Известен как передатчик хадисов о Вознесении.

[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 29. С. 374, хадис № 17835.

[4] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 14. С. 327, хадис № 6417.

[5] См.: Муснад Ахмад. Т. 41. С. 342, хадис № 24845.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 110, хадис № 1420.

[7] Сауда бинт Зам‘а аль-Курайшийя — вторая жена пророка Мухаммада. Считается матерью правоверных.

[8] Зайнаб бинт Джахш аль-Курайшийя — одна из жен пророка Мухаммада. Считается матерью правоверных. Умерла в 21 г. по хиджре (642 г. по григор.).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1