Можно ли жениться на девушке из-за ее хорошего материального положения?
Если вы ее (вашу богатую невесту) любите, уважаете и уверены, полагаясь на милость Творца, что сможете прожить с нею счастливую семейную жизнь, как бы ни менялись обстоятельства, в том числе и материальный достаток ее родителей либо ее самой, тогда нет серьезных препятствий для брака. Можете жениться и любите ее как единственную и неповторимую для вас красавицу на всем белом свете. Надеюсь, она ответит вам взаимностью чувств, уважением и почтением.
В то же время отмечу, что в Исламе есть такое понятие, как примерно одинаковый уровень жениха и невесты (в религиозности, в материальном положении их семей, в социальном статусе). Другими словами — не приветствуется, когда сын слесаря женится на дочери президента, так как трудно будет ожидать достижения глубокого взаимопонимания и между самими супругами, и с родными, хотя серьезная образованность жениха и его житейская мудрость могут сгладить эти внешние несоответствия, помочь преодолеть трудности в налаживании добрых отношений, и семья способна состояться, с родительского на то благословения.
В исламских канонах и в мусульманской традиции имеется положение под названием «кяфа’а». Оно подразумевает равенство (сходство) жениха и невесты, когда именно жених подходит невесте и не ниже нее в таких характеристиках, как религиозность, воспитанность (воспитание), образованность, социальное положение их семей и материальный достаток[1], но может быть и значительно выше. Целью при этом является взаимопонимание и взаимоуважение супругов на протяжении всей семейной жизни, а не только на этапе юношеской слепой влюбленности, сменяемой частыми разбирательствами между мужем и женой, их родными, взаимными обвинениями, конфликтами, не говоря уже об изменах (о чем констатирует немалое количество вопросов, приходящих на наш сайт). Муж является главой семьи, а потому должен быть как минимум на равных со своей женою.
Большинство мусульманских ученых считают данное условие важным для брака, но, если даже оно не соблюдено и невеста явно выше своего жениха по упомянутым характеристикам, брак все же сохраняет свою каноническую действительность, он полноценен, хотя может быть и расторгнут по требованию родственников жены, обоснованно считающих такой союз недопустимым, несовместимым.
Важно подчеркнуть, что упомянутое соответствие является все-таки больше желательным, нежели обязательным. Причина — отсутствие однозначных достоверных хадисов по этому поводу, а также изначальная обоснованность его народными традициями (‘урф), которые претерпевают серьезные изменения с течением веков. Категоричность же в данном вопросе вообще когда-либо отсутствовала в мусульманской среде, ведь акцент в исламской традиции делается больше на набожность человека пред Богом (проявляемую не в словах, религиозных терминах, кстати, но в благих делах и достижениях), а не его материальный достаток или социальный статус[2].
Повторюсь, что главной целью наличия данного положения в мусульманском семейном праве, законодательно практикующегося и в ряде современных государств, является забота о том, чтобы семья образовывалась не на период юношеской эйфории влюбленности, которая ничего не принимает в расчет (ничего не учитывает), а — на долгие десятилетия совместной жизни двух разных людей. Жених и невеста должны иметь как можно больше общего, а авторитетом по своему моральному облику, образованности, нравственности и умению зарабатывать обязан явиться именно муж, опекающий свою жену и защищающий от зол семейной жизни в форме козней родственников, различного рода стрессов и споров. И что больше всего уничтожает авторитет мужа в глазах жены и детей без остатка, так это появление другой женщины, или любовницы (не говоря уже о том, насколько это губительный грех), как бы пафосно муж себя ни вел и чем бы это ни обосновывал.
Есть девушка, которая мне очень подходит по образованию, по религиозности. Мы сильно нравимся друг другу. Она из богатой, религиозной, хорошей семьи, а я сын чиновника. Мои детство и юность были обеспечены, но сейчас родители в разводе. Отец полгода уже не присылает денег, маму я не хочу беспокоить, ей деньги самой нужны, а я учусь за границей, в Малайзии, на платной основе. Сам иногда чем-то подрабатывал, когда денег совсем не было. Сейчас работаю программистом в компании.
Обеспечивать себя и платить за свою учебу получается, но на содержание семьи средств не хватит. Как поступить? Не хочу потерять ту девушку. Студент, 21 год.
Посоветуйтесь с девушкой и ее родителями. Они должны почувствовать вас, вас настоящего, вашу надежность и порядочность, что в современных реалиях крайне редко. Положение своих дел не приукрашивайте, подайте все так, как оно есть, но не в негативном, а в позитивном русле. Они такие же люди, сколь бы богаты ни были, а потому постарайтесь найти в их душах мелодию, идентичную вашей душевной мелодии. При этом не бойтесь потерять в жизни даже то, что кажется вам самым дорогим.
Настоятельно советую вам прочитать четыре книги: мою «Как увидеть Рай?», «Как усилить свою силу» (М. Мелия), «Достижение максимума» (Б. Трейси) и «Жизнь на полной мощности» (Т. Шварц). Не поленитесь, изучите, причем внимательно. У вас сейчас самый подходящий возраст для формирования личности. В процессе ее становления определятся и ваши жизненные цели, задачи.
Общение с родителями вашей девушки запланируйте на время, когда 50% рекомендованной мною вам информации будет изучено и усвоено.
Нормально ли, что жених видит в моей дочери сильного единомышленника, равноправного партнера в достижении жизненных благ? Дочь сильная по необходимости, она ищет опору в жизни, а ему нужен помощник. Эльдуза.
Думаю, что при таком деловом настрое у жениха хорошие жизненные перспективы. Каждому из них полезно будет в некатегоричной форме озвучить свои жизненные ценности и понять, где точки соприкосновения, которые помогут поддерживать внутрисемейную гармонию на протяжении всей жизни. В последующем нужно просто не забывать о них и временами напоминать друг другу, дабы те или иные трещины во взаимоотношениях не приводили к серьезным расколам. В изложенном вами я не вижу серьезных препятствий для создания семьи, а потому полагаю, что они сообща смогут многого достичь и во многом друг другу помочь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан. [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 320; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 382.
[2] Богословскую обоснованность данного положения и канонические подробности см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6735–6741.