Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Равенство жениха и невесты (кяфа’а)

Можно ли жениться на девушке из-за ее хорошего материального положения?

Если вы ее (вашу богатую невесту) любите, уважаете и уверены, полагаясь на милость Творца, что сможете прожить с нею счастливую семейную жизнь, как бы ни менялись обстоятельства, в том числе и материальный достаток ее родителей либо ее самой, тогда нет серьезных препятствий для брака. Можете жениться и любите ее как единственную и неповторимую для вас красавицу на всем белом свете. Надеюсь, она ответит вам взаимностью чувств, уважением и почтением.

В то же время отмечу, что в Исламе есть такое понятие, как примерно одинаковый уровень жениха и невесты (в религиозности, в материальном положении их семей, в социальном статусе). Другими словами — не приветствуется, когда сын слесаря женится на дочери президента, так как трудно будет ожидать достижения глубокого взаимопонимания и между самими супругами, и с родными, хотя серьезная образованность жениха и его житейская мудрость могут сгладить эти внешние несоответствия, помочь преодолеть трудности в налаживании добрых отношений, и семья способна состояться, с родительского на то благословения.

В исламских канонах и в мусульманской традиции имеется положение под названием «кяфа’а». Оно подразумевает равенство (сходство) жениха и невесты, когда именно жених подходит невесте и не ниже нее в таких характеристиках, как религиозность, воспитанность (воспитание), образованность, социальное положение их семей и материальный достаток[1], но может быть и значительно выше. Целью при этом является взаимопонимание и взаимоуважение супругов на протяжении всей семейной жизни, а не только на этапе юношеской слепой влюбленности, сменяемой частыми разбирательствами между мужем и женой, их родными, взаимными обвинениями, конфликтами, не говоря уже об изменах (о чем констатирует немалое количество вопросов, приходящих на наш сайт). Муж является главой семьи, а потому должен быть как минимум на равных со своей женою.

Большинство мусульманских ученых считают данное условие важным для брака, но, если даже оно не соблюдено и невеста явно выше своего жениха по упомянутым характеристикам, брак все же сохраняет свою каноническую действительность, он полноценен, хотя может быть и расторгнут по требованию родственников жены, обоснованно считающих такой союз недопустимым, несовместимым.

Важно подчеркнуть, что упомянутое соответствие является все-таки больше желательным, нежели обязательным. Причина — отсутствие однозначных достоверных хадисов по этому поводу, а также изначальная обоснованность его народными традициями (‘урф), которые претерпевают серьезные изменения с течением веков. Категоричность же в данном вопросе вообще когда-либо отсутствовала в мусульманской среде, ведь акцент в исламской традиции делается больше на набожность человека пред Богом (проявляемую не в словах, религиозных терминах, кстати, но в благих делах и достижениях), а не его материальный достаток или социальный статус[2].

Повторюсь, что главной целью наличия данного положения в мусульманском семейном праве, законодательно практикующегося и в ряде современных государств, является забота о том, чтобы семья образовывалась не на период юношеской эйфории влюбленности, которая ничего не принимает в расчет (ничего не учитывает), а — на долгие десятилетия совместной жизни двух разных людей. Жених и невеста должны иметь как можно больше общего, а авторитетом по своему моральному облику, образованности, нравственности и умению зарабатывать обязан явиться именно муж, опекающий свою жену и защищающий от зол семейной жизни в форме козней родственников, различного рода стрессов и споров. И что больше всего уничтожает авторитет мужа в глазах жены и детей без остатка, так это появление другой женщины, или любовницы (не говоря уже о том, насколько это губительный грех), как бы пафосно муж себя ни вел и чем бы это ни обосновывал.

Есть девушка, которая мне очень подходит по образованию, по религиозности. Мы сильно нравимся друг другу. Она из богатой, религиозной, хорошей семьи, а я сын чиновника. Мои детство и юность были обеспечены, но сейчас родители в разводе. Отец полгода уже не присылает денег, маму я не хочу беспокоить, ей деньги самой нужны, а я учусь за границей, в Малайзии, на платной основе. Сам иногда чем-то подрабатывал, когда денег совсем не было. Сейчас работаю программистом в компании.

Обеспечивать себя и платить за свою учебу получается, но на содержание семьи средств не хватит. Как поступить? Не хочу потерять ту девушку. Студент, 21 год.

Посоветуйтесь с девушкой и ее родителями. Они должны почувствовать вас, вас настоящего, вашу надежность и порядочность, что в современных реалиях крайне редко. Положение своих дел не приукрашивайте, подайте все так, как оно есть, но не в негативном, а в позитивном русле. Они такие же люди, сколь бы богаты ни были, а потому постарайтесь найти в их душах мелодию, идентичную вашей душевной мелодии. При этом не бойтесь потерять в жизни даже то, что кажется вам самым дорогим.

Настоятельно советую вам прочитать четыре книги: мою «Как увидеть Рай?», «Как усилить свою силу» (М. Мелия), «Достижение максимума» (Б. Трейси) и «Жизнь на полной мощности» (Т. Шварц). Не поленитесь, изучите, причем внимательно. У вас сейчас самый подходящий возраст для формирования личности. В процессе ее становления определятся и ваши жизненные цели, задачи.

Общение с родителями вашей девушки запланируйте на время, когда 50% рекомендованной мною вам информации будет изучено и усвоено.

Нормально ли, что жених видит в моей дочери сильного единомышленника, равноправного партнера в достижении жизненных благ? Дочь сильная по необходимости, она ищет опору в жизни, а ему нужен помощник. Эльдуза.

Думаю, что при таком деловом настрое у жениха хорошие жизненные перспективы. Каждому из них полезно будет в некатегоричной форме озвучить свои жизненные ценности и понять, где точки соприкосновения, которые помогут поддерживать внутрисемейную гармонию на протяжении всей жизни. В последующем нужно просто не забывать о них и временами напоминать друг другу, дабы те или иные трещины во взаимоотношениях не приводили к серьезным расколам. В изложенном вами я не вижу серьезных препятствий для создания семьи, а потому полагаю, что они сообща смогут многого достичь и во многом друг другу помочь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан. [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 320; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 382.

[2] Богословскую обоснованность данного положения и канонические подробности см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6735–6741.

Женитьба

Замужество

Брак

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic