Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Род Пророка (Сира 23)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Мухаммад вышел из семьи, имеющей чистую родословную, вобравшей в себя достоинства арабов и лишенной порочности. Посланник Аллаха ﷺ сказал о себе: «Аллах избрал из рода Исма‘ила Кинана, из Кинаны — курайшитов, из курайшитов — род Хашима, из рода Хашима — меня»[1].

Однако знатность рода не дарует порочному человеку достоинства, подобно тому, как металл в случае неиспользования покрывается ржавчиной, но попади он в умелые руки, превращается в удивительные изделия. Поэтому, когда Пророка ﷺ спросили, кто из людей самый достойный, он вопросил: «О сути арабов вы спрашиваете меня?» Они ответили: «Да». Тогда Пророк произнес: «Наилучшие из них в джахилии явятся достойными и в Исламе, если они будут обладать знаниями и пониманием (сути вещей)»[2].

Рождение Мухаммада в благородной семье предопределило по замыслу Аллаха успех его миссии. Первое арабское общество было построено на племенной принадлежности, когда слепая приверженность своему племени могла подвергнуть его опасности и полному уничтожению ради защиты чести его представителя. Ислам в течение определенного периода времени пребывал под защитой этих устоев и обычаев, пока не обрел независимость подобно тому, как дерево укрепляется благодаря корневой системе и толстому стволу.

Пророк Лут желал бы наличия подобных обычаев в своем обществе, когда почувствовал опасность для своих гостей, но не нашел рода или семьи, которые были бы ведомы племенной приверженностью и следованию обычаям, которые бы защитили его гостей.

«Быстро [как только узнали] пришли к нему односельчане, творившие ранее распутство. [Лут от бессилия, не видя иного выхода] воскликнул: «Народ, вот мои дочери [вы можете взять их в жены], и это лучшее для вас (самое чистое, подходящее)! Побойтесь Аллаха (Бога, Господа) и не унижайте меня (не позорьте) перед гостями! Что же это, среди вас нет благоразумного (здравомыслящего) мужчины?!» (Св. Коран, 11:78).

*

«Сказал [Лут]: «О, если бы я имел силу [дать вам отпор] или возможность в лице мощной (серьезной) поддержки [противостоять вам, остановить вас от посягательства на моих гостей]!» (Св. Коран, 11:80).

Мухаммад, несмотря на свое происхождение, не был наделен большим богатством. Достоинство его рода и скромный удел стали причиной того, что еще в юности он впитал в себя все самое лучшее. Поистине, детей богатых родителей совращает материальный достаток. Если они утрачивают его, но имеют правильное воспитание, то прикладывают усердие для сохранения своих достоинств и отличительных качеств. Бывают те, которые не стыдятся заявить о своей нужде. Есть и те, кто скрывает свои трудности за усердием, трудится засучив рукава — среди них был ‘Абдуль-мутталиб.

Он являлся господином Мекки, однако это господство закончилось на нем, не закрепившись среди его прямых потомков. После него правление Священным городом переходит к роду ‘Абду Шамса. Проходит еще некоторое время, и после битвы при Бадре главой Мекки становится Абу Суфьян из упомянутого рода. Таким образом, главенство окончательно переходит от рода Хашима к их соперникам из племени Курайш.

‘Абдуллах был самым младшим и любимым из детей ‘Абдуль-мутталиба. Отец женил его на Амине, дочери Вахба. Спустя несколько месяцев ‘Абдуллах отправился искать удел в Шаме, но не вернулся. Караван принес весть о его болезни, а спустя время пришла весть о его кончине. Амина ожидала своего молодого супруга, чтобы насладиться семейной жизнью и обрадовать вестью о младенце, которого носила в утробе. Однако по мудрости Свыше мечтаниям не суждено было сбыться, молодая жена стала вдовой. Она считала ночи, чтобы дать жизнь своему ребенку, теперь уже сироте.

Аз-Зухри[3] передает, что ‘Абдуль-мутталиб отправил своего сына ‘Абдуллаха в Медину купить финики. Приводится версия, что он возвращался с караваном курайшитов из Шама, заболел и остался в Медине, где умер до рождения посланника Аллаха в возрасте 25 лет. Он был похоронен в доме ан-Набига аль-Джа‘ди[4].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 4. С. 1782, хадис № 2276.

[2] См.: Муснад Ахмад. Т. 23. С. 204, хадис № 14945.

[3] Са‘д ибн Ибрахим аз-Зухри — исламский богослов-правовед, хадисовед, судья города Медины. Был внуком известного сподвижника пророка Мухаммада ‘Абдур-рахмана ибн ‘Ауфа. Обучался у целого ряда сподвижников и таби‘инов. Умер в 124 г. по хиджре (742 г. по григор.).

[4] Абу Лейля ан-Набига аль-Джа‘ди (56 г. д. х.–64 г. п. х.) (568–684 гг. по григор.) — сподвижник пророка Мухаммада, поэт из числа долгожителей. Был известен в период джахилии и уже в период до Ислама оставил поклонение идолам и запрещал спиртное. Принадлежал роду ‘Амир ибн Са‘са‘а. Странствовал по многим местам и восхвалял правителей.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1