Род Пророка (Сира 23/186)

Мухаммад вышел из семьи, имеющей чистую родословную, вобравшей в себя достоинства арабов и лишенной порочности. Посланник Аллаха ﷺ сказал о себе: «Аллах избрал из рода Исма‘ила Кинана, из Кинаны — курайшитов, из курайшитов — род Хашима, из рода Хашима — меня»[1].

Однако знатность рода не дарует порочному человеку достоинства, подобно тому, как металл в случае неиспользования покрывается ржавчиной, но попади он в умелые руки, превращается в удивительные изделия. Поэтому, когда Пророка ﷺ спросили, кто из людей самый достойный, он вопросил: «О сути арабов вы спрашиваете меня?» Они ответили: «Да». Тогда Пророк произнес: «Наилучшие из них в джахилии явятся достойными и в Исламе, если они будут обладать знаниями и пониманием (сути вещей)»[2].

Рождение Мухаммада в благородной семье предопределило по замыслу Аллаха успех его миссии. Первое арабское общество было построено на племенной принадлежности, когда слепая приверженность своему племени могла подвергнуть его опасности и полному уничтожению ради защиты чести его представителя. Ислам в течение определенного периода времени пребывал под защитой этих устоев и обычаев, пока не обрел независимость подобно тому, как дерево укрепляется благодаря корневой системе и толстому стволу.

Пророк Лут желал бы наличия подобных обычаев в своем обществе, когда почувствовал опасность для своих гостей, но не нашел рода или семьи, которые были бы ведомы племенной приверженностью и следованию обычаям, которые бы защитили его гостей.

«Быстро [как только узнали] пришли к нему односельчане, творившие ранее распутство. [Лут от бессилия, не видя иного выхода] воскликнул: «Народ, вот мои дочери [вы можете взять их в жены], и это лучшее для вас (самое чистое, подходящее)! Побойтесь Аллаха (Бога, Господа) и не унижайте меня (не позорьте) перед гостями! Что же это, среди вас нет благоразумного (здравомыслящего) мужчины?!» (Св. Коран, 11:78).

*

«Сказал [Лут]: «О, если бы я имел силу [дать вам отпор] или возможность в лице мощной (серьезной) поддержки [противостоять вам, остановить вас от посягательства на моих гостей]!» (Св. Коран, 11:80).

Мухаммад, несмотря на свое происхождение, не был наделен большим богатством. Достоинство его рода и скромный удел стали причиной того, что еще в юности он впитал в себя все самое лучшее. Поистине, детей богатых родителей совращает материальный достаток. Если они утрачивают его, но имеют правильное воспитание, то прикладывают усердие для сохранения своих достоинств и отличительных качеств. Бывают те, которые не стыдятся заявить о своей нужде. Есть и те, кто скрывает свои трудности за усердием, трудится засучив рукава — среди них был ‘Абдуль-мутталиб.

Он являлся господином Мекки, однако это господство закончилось на нем, не закрепившись среди его прямых потомков. После него правление Священным городом переходит к роду ‘Абду Шамса. Проходит еще некоторое время, и после битвы при Бадре главой Мекки становится Абу Суфьян из упомянутого рода. Таким образом, главенство окончательно переходит от рода Хашима к их соперникам из племени Курайш.

‘Абдуллах был самым младшим и любимым из детей ‘Абдуль-мутталиба. Отец женил его на Амине, дочери Вахба. Спустя несколько месяцев ‘Абдуллах отправился искать удел в Шаме, но не вернулся. Караван принес весть о его болезни, а спустя время пришла весть о его кончине. Амина ожидала своего молодого супруга, чтобы насладиться семейной жизнью и обрадовать вестью о младенце, которого носила в утробе. Однако по мудрости Свыше мечтаниям не суждено было сбыться, молодая жена стала вдовой. Она считала ночи, чтобы дать жизнь своему ребенку, теперь уже сироте.

Аз-Зухри[3] передает, что ‘Абдуль-мутталиб отправил своего сына ‘Абдуллаха в Медину купить финики. Приводится версия, что он возвращался с караваном курайшитов из Шама, заболел и остался в Медине, где умер до рождения посланника Аллаха в возрасте 25 лет. Он был похоронен в доме ан-Набига аль-Джа‘ди[4].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 4. С. 1782, хадис № 2276.

[2] См.: Муснад Ахмад. Т. 23. С. 204, хадис № 14945.

[3] Са‘д ибн Ибрахим аз-Зухри — исламский богослов-правовед, хадисовед, судья города Медины. Был внуком известного сподвижника пророка Мухаммада ‘Абдур-рахмана ибн ‘Ауфа. Обучался у целого ряда сподвижников и таби‘инов. Умер в 124 г. по хиджре (742 г. по григор.).

[4] Абу Лейля ан-Набига аль-Джа‘ди (56 г. д. х.–64 г. п. х.) (568–684 гг. по григор.) — сподвижник пророка Мухаммада, поэт из числа долгожителей. Был известен в период джахилии и уже в период до Ислама оставил поклонение идолам и запрещал спиртное. Принадлежал роду ‘Амир ибн Са‘са‘а. Странствовал по многим местам и восхвалял правителей.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1