Открывая для себя молитвенную практику, не стоит давать сомнениям и страхам развиться. Весь этот поток негатива – от Сатаны. Через сомнение, на которое мы начали обращать внимание, а также через устрашения, перерастающие в нашем сознании в страх, он может сбить нас с толку. Если мы не обращаем внимания на его нашептывания, подводимые и забрасываемые к нам сомнения-устрашения, то его «атаки» становятся безрезультатными и он отступает на некоторое, порой продолжительное время.
И наконец, спокойно, без напряжений, но периодически стоит взывать к Всевышнему о помощи, и Он обязательно ответит. Нет сомнений в этом!
Если человека в молитве одолевает забывчивость, а значит, и сопряженная с этим нервозность, то для него будут своего рода панацеей следующие рекомендации:
1. Необходимо выучить несколько коротких сур из последней 30-й части (джуза) Корана. Выученные суры, которые надо будет читать в первых двух фардовых ракяатах либо в любом из ракяатов сунны после суры «аль-Фатиха», сделают молитву менее монотонной, человек привыкнет размышлять над заложенным в них смыслом.
2. Молящемуся полезно мысленно установить для себя в процессе совершения молитв несколько контрольных точек, в которых бы он фиксировал правильность и последовательность своих действий. Со временем он будет предвосхищать эти контрольные точки и концентрироваться на самой молитве.
3. Следует знать перевод тех сур, которые человек читает в намазе, так как это позволит соотносить жизнь и молитву как единое целое, в котором молитва влияет на жизнь, а жизнь на молитву. Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего, переданные пророком Мухаммадом: «Я [Господь Бог] разделил молитву между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой»; когда скажет: «Ар-рахмани ррахим» («Милость Которого безгранична и вечна»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Малики явмиддин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это – между Мною и обращающимся ко Мне. Ему Я [дам] то, что он просит»; когда скажет: «Ихдина ссыратоль-мустакым, сыратоль-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляддоллийн» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него»), то скажу: «Это – рабу Моему. И ему – то, что он просит»[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима.