Аудио версия настоящей статьи:
В месяц Рамадан, в часы поста (от утренней зари и до захода солнца) иметь непосредственно половую близость с женой категорически не допускается. Начиная с момента захода солнца и до времени начала утренней молитвы супруги могут иметь интимный контакт без каких-либо ограничений. Если же половая близость имела место быть в часы соблюдения поста, то — пост нарушен. Человек, нарушивший его таким образом, обязан искупить свой грех двухмесячным [1] непрерывным постом [2]. Если по причине физической немощности он не в состоянии поститься два месяца подряд, то должен накормить шестьдесят бедняков [3], выделив на каждого ту сумму, которая в среднем тратится им (нарушившим пост) на суточное пропитание взрослого члена его семьи [4].
Что касается вопроса о том, на кого возлагается данная форма искупления греха — на мужа или жену, то все богословы говорят о муже и многие — о жене [5]. Но богословы-шафииты, например, более склонны считать, что данная форма искупления не касается жены. Ей нужно будет восстановить только один день нарушенного поста [6].
В случае, когда супругами было совершено это по забывчивости или незнанию, искупление греха не предусматривается.
Если такое (преднамеренное) нарушение поста было многократно, то нарушенную святость каждого из дней обязательного поста супруги должны искупить двухмесячным непрерывным постом [7].
Вопросы по теме
После наступления времени утреннего намаза у нас с мужем была интимная близость по его желанию, хотя мы продолжали соблюдать пост в этот день. Считается ли пост действительным и если нет, то что жена должна делать в таком случае? Н.
Мужу в искупление греха нужно будет поститься два лунных месяца подряд, один день за другим, плюс восполнить один день нарушенного поста. Жене, то есть вам, достаточно будет соблюсти пост в течение одного дня после месяца Рамадан. На этот счет имеется авторитетное мнение (что жене в такой ситуации достаточно восполнить один день нарушенного поста), которому вы, полагаю, последуете. В вашем случае инициатором был муж, пусть он и несет всю ответственность.
Все материалы о мусульманском посте находятся здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Начать он его сможет только по завершении месяца Рамадан и праздника разговения (Ураза-байрам).
[2] Упомянутая здесь форма искупления преднамеренно нарушенного поста касается только месяца Рамадан. Если вдруг двухмесячный пост будет прерван, то придется начать все сначала. Важно заметить, что два месяца непрерывного поста не должны приходиться на праздники (Ураза-байрам и Курбан-байрам), когда пост запрещен (харам). Что касается менструации у женщин (если она будет поститься два месяца в искупление нарушенного поста), то данный период не считаются нарушением непрерывности двухмесячного поста. То есть в этот период женщина прерывает пост-искупление, а по завершении — продолжает, с учетом тех дней, которые уже постилась. Если человек ошибся в счете дней, то возобновлять пост с самого начала не следует.
[3] Богословы ханафитского мазхаба допускали возможность кормления одного нищего на протяжении двух месяцев. Богословы-шафииты считали уместным ограничиться текстом хадиса, где говорится о кормлении «шестидесяти бедняков».
[4] Упомянутая нелегкая форма искупления греха предусмотрена канонами лишь в случае нарушения поста преднамеренным вступлением в половой акт с женой (мужем). См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 229; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 71. Некоторые ученые говорили о подобном искуплении и в случае нарушения поста преднамеренным приемом пищи и питьем воды. Однако данное богословское суждение не имеет прямого подтверждения в аятах и достоверных хадисах, а потому остается суждением, с которым можно и не согласиться. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1709; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Социальные советы]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.
[5] Важно упомянуть, что наряду с этими двумя месяцами поста-искупления следует восполнить нарушенный день поста месяца Рамадан одним днем поста. То есть в общей сложности получается два лунных месяца плюс один день.
[6] Такого же мнения придерживается, например, и известный богослов нашего времени ‘Али Джум‘а, опираясь на достоверный хадис, где говорится о муже и ничего не упоминается о жене. См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 91.
[7] См. подробнее по этой теме: Св. Коран, 2:187; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 655, 667, 669, 674, 682; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 228–231; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 412; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 190–194; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 134.