Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Слюна и шерсть собаки

Собака – домашнее животное семейства псовых, родственное волку. Используется человеком для охраны, охоты, езды в упряжке и т.д.[1] Подобное задействование собак с точки зрения Ислама в полной мере допускается[2].

Проявление чувств сострадания и милосердия к собакам, как и к любому другому творению Всевышнего, мы можем увидеть в назидательном повествовании пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует): «Однажды некий человек увидел пса, жующего влажную, сырую землю от жажды [и отсутствия доступного для него источника воды]. Мужчина снял обувь, зачерпнул ею воду и дал напиться собаке. Поступок этот настолько высоко был оценен Всевышним, что Господь миров наделил его [по милости Своей] райской обителью в вечности»[3].

В данном материале мы постараемся коснуться аспекта, с которым часто приходится сталкиваться в тех регионах и городах, где высока численность как бездомных, так и домашних собак. Но первым делом необходимо принципиально уяснить, что собака не считается в Исламе «грязным» животным, как невежественно это представляется непосвященным. Это такое же творение Господа Бога, как и все остальные, нюанс лишь в том, что, когда, например, собачья слюна соприкасается с телом человека или его одеждой, требуется ее смыть, дабы восстановить наличие ритуальной чистоты (тела или одежды)[4]. Проистекает данное положение из высказывания посланника Всевышнего: «Если какая-либо собака поест из посуды кого-либо из вас, опустив свой язык в содержимое (в то, что в посудине), то вымойте это (данную посуду) семь раз, первый[5] из которых – землей (или водой, смешанной с землей)[6]»[7].

Из данного пророческого повествования мусульманские богословы единодушно заключили, что слюна собаки относится к явным нечистотам (наджаса), которые препятствуют наличию ритуальной чистоты, то есть требуют обязательного очищения. При попадании ее на тело или одежду (посуду и т.п.) человек должен тщательно промыть это место.

Что касается остальных частей тела собаки (лап, шерсти), то по этому поводу мнения ученых разделились. Причина разногласия – отсутствие оговорки об этом в хадисах Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Богословы-шафииты говорили, что все части тела собаки являются нечистыми (наджаса). Собаки чистят свое тело языком (в том числе и «подмываются»), то есть слюна периодически соприкасается с остальными частями тела, делая их нечистыми. Но в то же время ротовая полость (пасть) собаки отнюдь не самая грязная часть тела данного животного[8]. Тот факт, что хадис относит ее к нечистотам (наджаса), косвенно указывает на нечистотность всего тела собаки[9].

Ученые-ханафиты ограничились текстом хадиса, то есть к каноническим нечистотам отнесли только слюну (язык, полость рта), ну и, конечно же, помет (экскременты)[10].

Кстати сказать, даже если следовать более строгому мнению (мнению ученых-шафиитов) в данном вопросе, то сам факт соприкосновения одежды и шерсти не говорит о том, что одежда теряет ритуальную чистоту и непригодна для совершения очередной обязательной молитвы. О непригодности и канонической загрязненности можно говорить только в том случае, если что-то осталось на одежде или теле в результате соприкосновения шерсти и, например, тела, одежды. Это «что-то», то есть оставшийся след, необходимо соответствующим образом смыть и только.

Имам ан-Навави, в религиозной практике следовавший шафиитскому мазхабу, в комментариях к своду хадисов имама Муслима дал практическое разъяснение слов ученых шафиитского мазхаба: «Знай же, что у нас (в шафиитском мазхабе) нет разницы между слюной (оговоренной в тексте хадиса), кровью, шерстью, пометом, мочой или какой-либо другой частью тела собаки. Если любое из перечисленного соприкоснется с чем-то чистым в тот момент, когда одно из них (то, что касается собаки, или предмет, соприкоснувшийся с ней) влажно, мокро (посредством чего нечистотность собаки переходит на данный предмет), тогда для восстановления канонической чистоты потребуется в обязательном порядке промыть это семь раз, один из которых – землей»[11].

В то же время все богословы единодушны, что случаи, когда та или иная форма попадания нечистот повсеместна и сложно обезопасить себя от нее (‘умумуль-бальва), относятся к «ма‘фуввун ‘анху», то есть канонически допускаются и прощаются. Нечистоты, которые практически не видны или присутствуют на одежде в форме неудаляемых пятен (например, неотстирывающееся пятно), не заслуживают внимания и с богословской точки зрения не рассматриваются.

Проявлять щепетильность в таких вопросах излишне и неуместно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут»[12]. Также посланник Творца предостерегал: «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[13].

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1]  Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1224.

[2]  К примеру, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному из своих сподвижников: «Отправляя обученного пса за дичью [упоминая при этом имя Творца], смотри: если собака убьет дичь [более не трогая ее], то можешь использовать [добычу] в пищу, а если собака сама начнет есть дичь, тогда не тронь, она (собака) предназначила это для себя». См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 370, хадис № 175.

Также см., например: Аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 47, хадис № 20; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 183.

[3]  См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 368, хадис № 173.

[4]  Важно отметить, что слюна собаки и прикосновение к ней (слюне) никак не нарушают состояние ритуальной чистоты и уж тем более не связаны с ранее выполненными намазами. Заново совершать омовение нет необходимости. Нужно лишь промыть место соприкосновения, учитывая нижеследующие разъяснения.

[5]  См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 366; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 48.

[6]  В данном случае напрашивается вопрос: возможно ли использовать вместо земли какое-либо из современных моющих средств? По этому поводу большая часть мусульманских богословов заявила о допустимости, особенно когда человек живет в городских условиях и есть вероятность загрязнения какой-либо поверхности, например одежды, от  использования земли.

[7]  Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Хаббана и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 364, хадис № 172; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 44, хадис № 16; с. 47, хадис № 19.

[8] Кстати, в слюне собаки содержится намного большее количество, чем у человека, специального фермента – лизоцима, который уничтожает оболочки бактериальных клеток и способствует заживлению ран на теле. Именно поэтому собаки могут есть с грязной поверхности. Хотя все же такая слюна не защитит от вредоносных микроорганизмов.

[9]  Подробную аргументацию богословов-шафиитов см., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 160, 172.

[10] Подробнее по упомянутым двум мнениям см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 365; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 45; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 305, 306; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 26–29; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 184–186.

[11] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 185.

Подробнее по теме см., например: ‘Али Ахмад Мар‘и. Аль-бидая фи фикх ас-сира. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 195–213.

[12] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594.

[13] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1