События у Хайбара (Сира 133)

Вражда мусульман с иудеями не закончилась поражением племени Курайза, когда была сломлена их мощь. Некоторые из подстрекателей племен против Ислама устремились в местность Хайбар, прибегнув к защите его крепостей и получив поддержку их братьев там — подобно Абу Рафи‘ ибн Абу аль-Хукайку[1]. Он был соратником Хуейя ибн Ахтаба, когда они обходили племена и призывали их напасть на Ясриб, уничтожить Ислам и его последователей. И невозможно чувствовать себя в безопасности от зла, исходящего от таких людей, пока у них есть возможность его вершить.

По этой причине из Медины выступили пять человек из племени Хазрадж, направляясь в Хайбар, чтобы покончить с подстрекателем Абу Рафи‘ ибн Абу аль-Хукайком и вселить страх в сердца его последователей. Во главе этой группы посланник Аллаха поставил ‘Абдуллаха ибн ‘Атика[2] и запретил им убивать женщин и детей[3].

К вечеру они прибыли в Хайбар и пришли к месту обитания Абу Рафи‘ ибн Абу аль-Хукайка. ‘Абдуллах ибн ‘Атик ─, когда они приблизились к крепости, сказал своим спутникам: «Ждите здесь, я разведаю обстановку». Он прибегнул к хитрости, чтобы попасть внутрь. Он рассказывает: «Слуги потеряли осла и вышли на его поиски. Я боялся, что меня узнают, прикрыл свое лицо и присел, будто бы справляя нужду. Когда они нашли потерю, стоящий у врат сказал: «Кто хочет войти, пусть входит, после чего я закрою дверь». Я вошел в крепость и скрылся в сарае для животных. У Абу Рафи‘ и его товарищей в это время было вечернее собрание. Прошла часть ночи, и его собеседники разошлись по своим домам. Голоса утихли, не слышно было ни шороха. Я вышел, зная, где сторож положил ключи от ворот, и открыл их, дабы потом поспешно покинуть крепость. Затем поднялся к мансарде иудея, где он спал. Огни были потушены, в комнате стоял мрак. Тогда я крикнул: «О Абу Рафи‘!» Он спросил: «Кто это?» Я двинулся к месту, откуда исходил голос, и ударил по нему. Он закричал, но удар не был смертельным. Я изменил голос, словно это был другой человек, пришедший на помощь, и спросил: «Что с тобой, Абу Рафи‘?» Он сказал: «Горе твоей матери, ко мне зашел человек и попытался меня ударить мечом»[4]. Я вновь обрушился на него и ударил, он громко закричал, и на его крик прибежали домочадцы. Когда он упал, я вновь пронзил его мечом и покончил с ним. В спешке я выскочил к лестнице, но по пути упал с нее и повредил ногу. В конце концов мы вернулись с моими спутниками в Медину и сообщили, что устранили с пути призыва еще одну преграду».

Неверие содрогнулось после таких суровых событий, а основы Ислама укрепились и его оплот обрел спокойствие. Не прошло и пяти лет с момента хиджры, как мусульмане обрели силу, заявив уверенно о своем существовании всем тем, кто с ними враждует. Курайшиты и их последователи осознали, что вернуть мусульман к поклонению идолам не представляется возможным. Иудеи поняли, что вражда с новой религией ни к чему хорошему не приведет. После битвы У рва до конца шестого года хиджры каких-либо значимых событий не происходило.

Пыталось напасть на Медину племя Хузейль, в результате чего был убит его предводитель Халид ибн Суфьян. Затем разбойники-бедуины предприняли свою попытку нападения. Их предводителем был ‘Уейна ибн Хисн[5] в сопровождении конницы племени Гатафан. Они захватили верблюдов и ударились в бегство, однако Саляма ибн аль-Аква‘[6] призвал на помощь жителей Медины, а сам тем временем в одиночку устремился за беглецами, закидывая их стрелами и желая вернуть захваченное. Конница мусульман настигла его, часть язычников была убита, часть скрылась, оставив захваченное.

У имама аль-Бухари данное событие приводится как произошедшее после Худайбийи, что, возможно, более достоверно.

В этот период Пророк ﷺ женился на Умму Хабибе, дочери Абу Суфьяна. Ранее она со своим мужем переселилась в Эфиопию, но он отрекся от Ислама и там умер. Посланник Аллаха, признавая ее статус и положение ее отца, который являлся предводителем Мекки, а также то, что она ранее предпочла переселение во имя Аллаха вместо того, чтоб оставаться рядом со своим отцом, взял ее в жены. Он направил к Наджаши свадебный подарок для нее и дал ему поручительство на заключение брака. Также он женился на Зайнаб бинт Джахш.

Приводится, что в это время Ислам проник в сердце ‘Амра ибн аль-‘Аса, его впечатлили победы Мухаммада, и он сказал своим товарищам: «Я вижу, как день за днем положение Мухаммада превозносится». Он даже предложил им переселиться с ним в Эфиопию, чтобы наблюдать со стороны за последствиями борьбы между мусульманами и его народом. В Эфиопии он увидел почтение Наджаши к Пророку и его окружению, после чего склонился к вхождению в религию Аллаха.

Однако он скрывал это в своем сердце вплоть до периода, близкого к освобождению Мекки. Тогда он встретил Халида ибн аль-Валида, принявшего решение присоединиться к мусульманам и направиться к месту переселения Пророка, чтобы последовать за ним. ‘Амр спросил его: «Куда направляешься, о Абу Сулейман?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, путь ясен. Воистину, этот человек является Пророком, и я иду покориться, сколько еще можно ждать?» ‘Амр обрадовался своему спутнику и сообщил Халиду, что скрывает в своем сердце. Вдвоем они направились в Медину мусульманами и мухаджирами.

Эта история с принятием ими Ислама произошла незадолго до освобождения Мекки. Поистине, Халид был предводителем войска курайшитов, которое преградило во время малого хаджа дорогу мусульманам, не давая им посетить Запретный Дом.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу Рафи‘ Салям ибн Абу аль-Хукайк — поэт, полководец, один из тех, кто подстрекал племена против мусульман в битве У рва.

[2] ‘Абдуллах ибн ‘Атик — уважаемый сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров. Принадлежал к племени Хазрадж. Был предводителем похода против Саляма ибн ‘Абу аль-Хукайка. Пал шахидом в битве Ямама в период правления Абу Бакра ас-Сыддика в 11 г. по хиджре (633 г. по григор.).

[3] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 13. С. 134, хадис № 333.

[4] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 4. С. 36.

[5] Абу Малик ‘Уейна ибн Хисн — один из доблестных арабов. Характеризуется как «грубый человек». По некоторым данным, ‘Уейна ибн Хисн принял Ислам после освобождения Мекки, по другой версии, стал мусульманином до освобождения Мекки. Принимал участие в битве Хунейн. В последующем отрекся от религии и принимал участие в битвах против мусульман. В одном из сражений был пленен и приведен к Абу Бакру ас-Сыдикку. ‘Уейна ибн Хисн раскаялся и попросил прощения, после чего Абу Бакр его освободил.

[6] Саляма ибн аль-Аква‘ — один из сподвижников пророка Мухаммада. Был
в числе принявших присягу ар-Ридван (это присяга на верность до самой смерти, которую приняли около 1400 сподвижников заключительного Божьего посланника после того, как до них дошел слух о том, что курайшиты убили ‘Усмана ибн ‘Аффана). Посланник Всевышнего оценил его как «Лучшего пешего воина» среди своих сподвижников.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1