Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Попытка совершить первую умру (Сира 133)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Начиная новый этап в истории своего призыва, мусульмане решили посетить Запретную мечеть. Неужто они открыто объявили о своем намерении войти в Мекку, хотя еще вчера были оттуда изгнаны и с ними воевали даже там, где они нашли убежище? Эта война продолжалась между ними и курайшитами, но не привела к какому-либо значимому результату. И как при таких обстоятельствах они намереваются совершить умру?

Ответ в том, что Пророк ﷺ выполнением этого обряда хотел утвердить право мусульман совершать поклонение и дать понять язычникам, что Запретная мечеть не является собственностью отдельного племени, которое бы единолично управляло ею и могло не пускать в нее других. Мечеть является наследием пророка Ибрахима , а паломничество к ней является обязанностью для всех, до кого дошел призыв отца пророков веками ранее:

«Упомяни [Мухаммад] те времена, когда показали Мы Ибрахиму (Аврааму) место расположения Каабы [ведь оно было утеряно со времен Ноя, с момента потопа], сопроводив это словами: «Не возноси кого- или что-либо на Мой уровень (не обожествляй что-либо помимо Творца)! Очисть Мой Дом [Каабу, то есть территорию первого храма на земле, место, где он когда-то стоял, и выстрой его заново, сохраняя в чистоте от элементов язычества] для всех тех, кто придет сюда совершать ритуальный обход, остановится здесь и будет молиться, выполняя поясной и земной поклоны».

[Поднявшись на возвышенность] объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на исхудалых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков земли» (Св. Коран, 22:26, 27).

Потому мекканцы были не вправе препятствовать мусульманам. И если ранее им удалось изгнать верующих, то после произошедших событий язычники не должны упорствовать в своем заблуждении.

Желание Пророка ﷺ и его сподвижников совершить умру, войдя в состояние ихрама[1], является указанием на серьезность их намерения в установлении мира и оставлении вражды.

Когда же это происходит? После того как курайшиты приложили все возможные усилия, чтобы причинить вред мусульманам, но стал явным их проигрыш. Несколько лет они сражались, тратили имущество и проливали кровь против Ислама. Однако в итоге они вернулись с явными потерями и в кризисном состоянии, в то время как стопы мусульман укрепились, знамена возвысились, а ряды их врага поредели.

Мусульмане направились в Мекку в состоянии набожности и трепета пред Всевышним с желанием лишь совершить малый хадж, но не как воины в поиске отмщения. Нельзя допустить, чтобы они были лишены своего права. Посланник Всевышнего созвал мусульман и бедуинов с прилегающих территорий, сообщив, что желает умры, но не войны. С собой он взял жертвенных животных, чтобы накормить бедняков Мекки, коих прежде призывали уничтожить Пророка и искоренить Ислам в период битвы У рва.

Понимали ли те люди, что не признавали его пророческую миссию, намерение Мухаммада? Могли ли оценить его истинный настрой? Нет, воистину они как и прежде пребывали в своей враждебности и скверне.

Арабы-бедуины, окружавшие Медину, а также подобные им лицемеры понимали, что жители Мекки сразятся с Мухаммадом в мучительном бою и не позволят посетить Дом — они либо уничтожат Мухаммада, либо погибнут сами, но не дадут им достигнуть их цели. Поэтому данная умра виделась им преисполненной опасности, а значит, было лучше не принимать в ней участие. Если же предположить, что Пророк достигнет успеха, то после его возвращения не представится трудным попросить прощения.

«Скажут тебе [Мухаммад] оставшиеся позади [в трудную минуту не явившиеся] бедуины: «Заботы о нашем имуществе и семейное положение не дали нам возможности [пойти с тобою] (помешали этому). Попроси [у Господа] прощения за нас».

Они языками говорят то, чего нет в их сердцах [они неискренни. Не заботы их отвлекли, а беззаботность к общественно полезному и необходимому, нежелание сделать что-то бескорыстно для других, тем более когда это сопряжено с опасностью]. Ответь им: «Разве может кто-либо вам помочь в том случае, когда Аллах (Бог) пожелает вам нанесения вреда либо принесения пользы?!» [Вы беззащитны пред желанием Бога, знающего суть ваших сердец и степень искренности, а потому не лукавьте и не обманывайте самих себя.] Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен обо всем, что вы делаете [чем вы заняты и каковы ваши заботы].

Наоборот, вы думали, что Посланник и верующие более никогда не вернутся к своим семьям! [Вы полагали, что все они падут на поле брани, убитые язычниками, и сильно желали этого.] Приукрасилось это [такое ожидание] в ваших сердцах. [Такой печальный итог для верующих стал бы радостью для вас, причем вы радовались бы этому от души.] Вы думали плохо [делали наихудший для верующих прогноз] и превратились в гиблый (духовно застойный, ставший негодным) народ [обреченный на погибель, в первую очередь — на смерть внутренней морали и духовности]» (Св. Коран, 48:11, 12).

Верующие вышли с посланником Аллаха ﷺ в сторону Запретного Дома на 6-й год хиджры (628 г. по григор.) в месяце Зуль-ка‘да. Их число приближалось к 1400 человек. В пути они произносили тальбию[2]. В месте ‘Усфан недалеко от Мекки путники получили весть, что курайшиты вышли для сражения, поклявшись не пустить в город ни одного мусульманина. Войско мекканцев было в состоянии полной боевой готовности, а конницу возглавлял великий полководец Халид ибн аль-Валид, который на тот момент еще был в числе язычников.

В воздухе запахло войной. Воображение рисовало картину множества окровавленных тел, заполнивших священные земли. Мусульмане пришли не для того. Не подобало и мекканцам доводить до такого исхода. Посланник Всевышнего ﷺ произнес: «Ах, горе курайшитам! Война лишила их разума. Почему бы им не оставить меня и остальных арабов? Если они настигнут меня [войной и противостоянием], то будет ими [курайшитами] желаемое. Если же Аллах дарует мне победу над ними, то они войдут в Ислам и будет изобилие. В противном случае они будут сражаться со мной, и будет у них сила. Что же думают курайшиты? Клянусь Аллахом, я буду продолжать сражаться, следуя тому, с чем ниспослал меня Аллах, до тех пор пока Он не прояснит это дело либо пока не наступит смерть»[3].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Ихрам — это один из столпов паломничества, при котором мужчины облачаются в два белых полотна, символизируя отрешенность от мирского и устремление к Единому Богу.

[2] Тальбия — специальная форма восхваления Всевышнего, произносимая во время паломничества.

[3] См.: Муснад ахмад. Т. 31. С. 212, хадис № 18910.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1