Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Совершение полуденной молитвы (Зухр) после пятничного намаза

Выясним, заменяет ли в полной мере пятничная молитва («Джум‘а») полуденную (Зухр)?

Итак, если пятничная молитва совершается жителями города совместно в одной мечети, то молитва полна и самодостаточна. После такой молитвы совершение полуденной (Зухр) недопустимо и запрещено. Таково мнение всех богословов. Подчеркиваю – всех мусульманских ученых без исключения.

Если же в одном городе несколько мечетей, то:

1) «в той мечети, где первыми сказали начальный «такбир»[1] двух ракяатов фарда пятничной молитвы, не совершают полуденную молитву. Для всех остальных мечетей совершение ее обязательно, если в городе чрезмерно много мечетей. В противном случае (если мечетей мало) – только желательно», –  утверждают богословы шафиитского мазхаба;

2) «пятничные молитвы всех мечетей города являются самодостаточными и полноценными. Для тех, кто все-таки желает совершить полуденную, строго порицаемо (макрух тахриман) совершение ее в джама‘ате, вместе с имамом», –  считают богословы ханафитского мазхаба.

Уместно будет упомянуть здесь мнение богослова нашего времени Вахбы аз-Зухайли: «Пятничная молитва – это основная обязательная (фард) молитва своего времени. Те, кто говорит об обязательности совершения молитвы в одной и единственной мечети, обосновывают это фактическим положением дел во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Самостоятельным аргументом (в пользу того, что после увеличения числа мечетей в одном населенном пункте принимается молитва только в одной из них) это не может быть. Конечно же, лучше, если все верующие будут вместе читать молитву в одной мечети (но на практике в сегодняшних городах и мегаполисах это невозможно).

Если прихожанин хочет перечитать полуденную[2] молитву вслед за пятничной в одиночку, то никто не вправе ему это запретить. В то же время необходимо препятствовать случаям, когда полуденная молитва вслед за пятничной совершается сообща, в джама‘ате, так как это нарушает единство мусульман. Канонически невозможно проводить аналогию (кыяс) между сегодняшними крупными городами, где число мусульман велико, с городом Мединой во времена пророка Мухаммада, когда число мусульман было незначительным. Правитель (халиф) сегодня – это проповедник мечети (хатыб). Минбар – это средство донесения до мусульман путей решения многих проблем. И то, что во времена Пророка и праведных халифов не было ни случаев, ни каких-либо причин перечитывать полуденную молитву после пятничной, явно указывает на отсутствие сегодня причин для обязательного перечитывания Зухра после пятничной молитвы. Поэтому коранический завет об обязательности совершения пятничной молитвы остается единым и единственным (на данное время недели и дня)»[3].

Другой из богословов нашего времени после подробного канонического исследования обсуждаемого вопроса сделал следующее заключение: «Пятничная молитва («Джум‘а») – это основная обязательная полуденная молитва пятницы. Зухр может совершаться (как индивидуально, так и джама‘атом) вместо нее (вместо пятничной) в пятницу только в случаях опоздания на пятничную молитву, а также теми, для кого последняя необязательна (путники, женщины, немощные или больные)»[4].

Нужно учитывать, что данное положение (совершение полуденной молитвы после пятничной) не имеет явного обоснования в Священном Коране или Сунне. Во времена Пророка и праведных халифов в одном населенном пункте не было много мечетей, а если они и были, то пятничная молитва совершалась в самой крупной мечети, где присутствовало и руководство города. Слова о «более раннем завершении молитвы в одной из мечетей» также из разряда религиозных предположений. Ученые ханафитского мазхаба дали наиболее реалистичное, со взглядом на будущее, религиозное заключение, обосновывая его, наряду со многими другими аргументами, кораническим аятом о легкости в религии[5] (о чем говорится и в хадисах) и тем, что искренне совершаемые деяния, тем более в деле поклонения Господу (‘ибада), принимаются и не отвергаются Им.

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Слова «Аллаху акбар», произносимые с поднятием кистей рук в самом начале молитвы.

[2] В случаях, когда в городе несколько мечетей и молящийся не знает, какая из них завершает молитву раньше, или когда  отсутствует необходимый кворум прихожан, может быть совершено четыре ракяата полуденной молитвы. В этом случае намерение будет таким: «Намереваюсь совершить четыре ракяата фарда завершающей полуденной молитвы» (или – «намереваюсь совершить полуденную молитву (Зухр) из предосторожности (اِحْتِياَطاً)». Именно не самостоятельной как шестой, а в качестве дополняющей и завершающей одну из пяти обязательных. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. В 2 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, [б.г.]. Т. 1. С. 167, 168); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1300.

[3] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 3. С. 1331, 1332, 1328.

[4] См.: Аль-‘Аккязи М. Итхаф аль-анам би ахадис аль-ахкям фи аль-‘ибадат [Одаривание людей хадисами канонических положений относительно поклонений (Богу)]. Каир, 1996. С. 83.

[5] «Всевышний не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения)  в религии» (см.: Св. Коран, 22:78). «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть и не вызывайте отвращения» (хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ахмада). Об этом говорится также во многих других аятах и достоверных хадисах.

Джума

Пятничный намаз

Зухр

Полуденный намаз

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic