Современные СМИ о пророке Мухаммаде (Интервью)[1]
Аудио версия настоящей статьи:
Почему, на ваш взгляд, в последние годы участились нападки на пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), к примеру, карикатурный скандал, фильм «Невинность мусульман» и т. д.?
Все происходит по воле Господа миров, и через происходящее (каким бы оно нам ни казалось поначалу — хорошим или плохим) проявляются прекрасные и бесконечные качества Творца, в том числе Его Мудрость. Проблемы, трудности, оскорбления (даже в адрес одной из величайших личностей истории, примеру и призыву которой последовали многие миллиарды людей) — это то, что заставляет нас встрепенуться, проснуться, задуматься, принять решение, понять свою роль и предназначение на земле, а после — делать от себя зависящее, дабы наполнять чашу наших благодеяний. Мусульмане последних веков в большинстве своем очень ленивы, инертны либо радикальны [2]. Благоразумного человека трудности заставляют включать мозги и видеть сердцем [3], пробудиться через поэтапное становление высокоинтеллектуальной и высокодуховной личностью (не болтуном, а раскрывающей себя через общественно полезные дела личностью). Такой ответ на происходящее нам самим на пользу, как в земной, так и в вечной перспективах. А если будем лаять, как собаки, оскорбляя других и угрожая, — то себе же во вред, как в земной перспективе, так и в вечной [4]. Ни Господь миров, ни Пророк, ни Коран, ни Ислам никак не пострадают от невежества и радикальных выходок мусульман или немусульман. Наша вера и усердие в благом [5] нужны нам, людям, а не Богу. Многие этого недопонимают. Один из важных аспектов земной жизни человека четко описан в Коране:
«Мы [говорит Господь миров] сделали одних из вас [люди] испытанием, искушением для других. [А главный смысл в том] будете ли вы терпеливы?.. [Сможете ли регулировать, сдерживать отрицательные эмоции или плохие мысли, появляющиеся у вас от общения с другими людьми? Не раздражаться оттого, что кто-то по характеру, мышлению, образу жизни не такой, как вы? Сможете ли простить и ответить хорошим на плохое, исходящее от других? Сумеете ли подавить в себе чувство зависти относительно того, что есть у другого, но нет у вас (например, здоровье, материальный достаток, почет и уважение). Одним из главных и необходимых качеств во взаимоотношениях между людьми является терпение, сдержанность, сохранение морального и психологического равновесия.] Господь же твой все видит. [Именно все. Не только то, что вы молите Его о чем-то с трепетом в душе, но и то, что у вас случается «удачная» возможность кого-то обмануть, оскорбить или кому-то навредить, как и то, пользуетесь вы этой возможностью или нет]» (см. Св. Коран, 25:20).
Кстати, в Священном Коране четко говорится, что верующие услышат в свой адрес оскорбления, и описано, как себя в таком случае вести:
«[А также] несомненно, [испытанием для вас явится та] боль, которую вам часто будут причинять словом люди Писания [то есть христиане и иудеи] и язычники. [Они не скупятся на разного рода оскорбления и обвинения.] Но если будете терпеливы [сдержанно преодолеете неприятное для вас, сумеете нейтрализовать негативный осадок и простить нанесенные вам обиды] и набожны [когда вам наносят боль и вызывающе задевают честь, вы все же не ответите на зло злом], то это — великое дело, требующее от вас стойкости и решительности. [Не каждый сможет быть таковым, но если кто сможет, то это по-настоящему разумное и благородное поведение]» [6] (см. Св. Коран, 3:186).
Вспомним, о чем говорил заключительный Божий посланник: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства» [7]; «Низведенное мне — истинное, настоящее; высокое, чистое, великодушное» [8]. Пророк Мухаммад также наставлял: «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите) [9] и не вызывайте отвращения» [10]. Полагаю, всякий здравомыслящий согласится, что радикализм, оскорбления, пусть и ответные, или иные формы человеческого невежества вызывают лишь отвращение и радуют Дьявола и его приспешников. Многие люди слабы [11], и из-за нежелания всесторонне просвещаться, шире смотреть на жизнь и слышать других они прикрывают свое невежество высокими идеалами религии. На то, чтобы покричать, написать в Интернете гневные реплики в адрес «врагов Аллаха», много ума и труда не надо, зато после, с чувством глубокого удовлетворения можно дальше плыть по течению жизни, особо не напрягаясь, кроме как заставляя себя совершить очередную молитву. А вот чтобы произвести на свет информационный шедевр, требуются многие годы (если не десятилетия) усилий, стараний и целенаправленного труда. Жизнь показывает, что пока мало кто на это способен, а даже если что-то и появляется, то оно малограмотно — либо с канонической, либо с языковой точки зрения.
Как Ислам трактует понятие «свободы слова» и почему, по мнению мусульман, карикатуры на Пророка и фильмы, содержащие оскорбительные для мусульман трактовки жизни и миссии Пророка, не подпадают под категорию «свободы слова»?
Свобода слова есть. При этом не стоит забывать, что в Судный День каждому держать ответ пред Богом за то, в каких словах и делах была проявлена свобода. Пророк, завершая однажды перечисление благородных поступков и качеств, способствующих вхождению человека в райскую обитель, сказал одному из своих сподвижников — Му‘азу ибн Джабалю: «Хочешь узнать о том, что поможет тебе овладеть всем этим (что стоит в основе всего перечисленного мною)?» Тот ответил: «Конечно, о посланник Аллаха». Пророк, указывая на язык, сказал: «Придерживай вот это!» Му‘аз в изумлении спросил: «Разве мы будем отвечать за то, что говорим?» Пророк (да благословит его Господь и приветствует) ответил: «Удивительно, Му‘аз! Ты разве не знаешь о том, что люди будут сбрасываться в Ад и падать ничком, именно за сказанное их языками?!» [12] Это и ругань, и сплетни, оскорбления, ложные обвинения, хвастовство, лицемерие, споры, причинение душевной боли другим, неправда и многое другое, что легко сходит с уст, но сколь тяжелым может оказаться на чаше грехов в Судный День!
«[Верующие!] Не оскорбляйте тех [богов, божеств, идолов], к которым взывают люди помимо Аллаха [помимо Бога, Единого для всех и Вечного]. [Если же вы проявите нетактичность и невежество, оскорбляя святыни других вер и религий], то [приверженцы этих вероисповеданий или философий] начнут оскорблять Бога с чувством [откровенной] вражды и неприязни, не понимая, что делают. [Вы не учитываете или забываете о том, что] Мы [13] ведь приукрасили для каждого из народов [цивилизаций, которые когда-либо были или будут] их дела [предоставив свободу выбора (не заставляя и не принуждая), заложив в природе человека привыкание как к плохому, так и к хорошему, как к верному, так и к ошибочному. Интеллект и психология человека гибки, восприимчивы]. В последующем все [все представители рода человеческого, независимо от времени пребывания на Земле, независимо от национальности, веры или убеждений] будут возвращены к своему Господу [воскреснув из могил после Конца Света для ответа на Божьем Суде], и объявит Он им о тех делах, что они совершали» [14] (Св. Коран, 6:108).
Описанное в аяте — очень важная составляющая этики, нравственных постулатов мусульманина, но сколь мало осознающих это, а еще меньше — применяющих в жизни. К сожалению, легче идти на поводу своих слабостей, невоспитанности, эгоизма, прикрывая свое бескультурье отдельными цитатами из Корана или Сунны. Но крайне сложно удалить (минимизировать) эмоции и напыщенность, проявить благоразумие, впитать многие прекрасные и актуальные назидания из Священного Писания и пророческого наследия, совместить это с жизнью, отразить в своем поведении и продолжить жизненный путь в полной гармонии с Творцом, Его творениями, самим собой и окружающим нас миром. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и в [истинность, неотвратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) либо молчит!» [15]; «Верующий не может быть (1) порочащим (поносящим, дискредитирующим), (2) проклинающим, (3) грубым (непристойным, неприличным), (4) ругающимся и похабным», — подчеркивал заключительный Божий посланник [16]. Интересно, но лишь сейчас, в эпоху глобальной интеграции и пика межличностного, социального взаимодействия, такая наука, как риторика, приблизилась к использованию метода, о котором говорил пророк Мухаммад еще четырнадцать столетий назад. Итак, риторика возводит на пьедестал высокой мысли следующий постулат. «С речью можно обращаться только к тем людям, к которым относишься доброжелательно. В идеале, человек, который вызывает у вас раздражение, не может быть объектом вашей речи. Скрыть блок бессознательного невозможно. О чем бы мы ни говорили с другим человеком, хотим мы того или нет, мы одновременно сообщаем ему, как к нему относимся. Вторая причина, по которой не следует обращаться с речью к людям, к которым мы плохо относимся, носит собственно нравственный характер — по возможности не надо приносить людям зла. Его и без того много, и оно в любом случае обернется ответным злом. Во внутренней мотивации обязательно должна быть установка на добрые чувства, которые вы можете донести до людей, вас окружающих. К собеседнику нужно обращаться как к наместнику Бога на Земле с соответствующей ему мерой любви и уважения» [17]. Кстати, упомянутое является проявлением одного из качеств, благодаря строгой приверженности которым проповеди пророков и Божьих посланников очень скоро распространялись по Земле и проникали в глубины сознания и сердца людей.
Каковой, на ваш взгляд, должна быть адекватная реакция мусульманского сообщества на подобные выпады со стороны недоброжелателей? Иными словами, что может и должен сделать каждый из мусульман в этой ситуации?
Должен работать над собою [18]. Найти себя и стать лучшим [19]. Дать детям хорошее образование и подняться (через учебу, самообразование и сосредоточенный труд) хотя бы на уровень полиментарного мышления [20]. Должен изучать языки и культуры (как минимум — свободно владеть английским и прочитать хотя бы несколько книг из английской и американской классики). Господь сотворил нас разными в этническом и культурном плане для того, чтобы мы познавали друг друга [21], а не навязывали другим свое понимание религии, даже не удосужившись узнать их представление о мире. Почему Ислам так быстро развивался в первые века после смерти Божьего посланника? Да потому что сподвижники не навязывали другим народам арабскую культуру, а изучая культуры других народов, доносили до них мусульманские ценности на понятном им (в ментальном и культурном плане) языке.
*
Пророк Мухаммад всегда отвечал на плохое хорошим (чему есть много подтверждений в Сунне), следуя Божественному наставлению:
«Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, усмири эмоции и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость]. Ты увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]» (Св. Коран, 41:34).
А потому и нам, причисляющим себя к числу его последователей, очень важно проложить в мозгу соответствующие нейронные пути нового взгляда на происходящее, что поможет отказаться от старых вредных уличных или этнических ментальных привычек и услышать данное Божье назидание, услышать и прислушаться. Кстати, именно практикование данного аята поспособствовало тому, что в первые века после смерти Пророка представители самых разных культур и цивилизаций прислушались к призыву заключительного Божьего посланника уверовать.
Что можно предпринять против публикаций комиксов о пророке во Франции?
Подать в суд. Выпустить книгу о Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует) на прекрасном литературном французском языке, понятном и доступном современному французу. Это потребует немалых усилий, но в результате должен получиться такой информационный продукт, который раскроет величие заключительного Божьего посланника во всей красе и не оставит равнодушным ни одного из читателей.