Мусульмане зачастую следуют разным мазхабам, мнениям ученых относительно спорных канонических вопросов, но они всегда едины в одном — в столпах веры.
6 столпов веры
1. Вера в Бога, Господа миров.
Само слово «ислам» означает покорность Всевышнему, Господу миров, Единственному и Единому для всех континентов, народов, культур, планет и галактик.
«Ваш Бог — лишь Господь [миров, трансцендентный[1], сотворивший все и вся лишь повелением «будь»]. Нет бога (божества), кроме Него Одного. Его знание пронизывает и охватывает абсолютно все [оно ничем не ограничено]» (Св. Коран, 20:98).
*
«Ваш Бог — Бог один, нет иного бога (божества), кроме Него. Милость Его безгранична и вечна» (Св. Коран, 2:163).
*
Слово «Бог» на разных языках звучит по-разному, но главное не в этом. С точки зрения Ислама главное — это единственность Творца, неограниченность временем и пространством, трансцендентность, несравнимость с чем-либо мирским. Всевышний не постижим человеческим разумом. «Нет ничего, подобного Ему» (см. Св. Коран, 42:11).
На арабском языке слово «Бог» звучит как «Аллах» и состоит из двух частей — определенного артикля «аль» и слова «иляхь» (бог, божество), что дословно переводится как «определенный Бог». Говоря на арабском «Аллах», любой мусульманин подразумевает Единого и Единственного Творца. Выделяют 99 имен Всевышнего, каждое из которых раскрывает отдельные качества и характеристики Господа. Эти имена-характеристики упоминаются в Коране и в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует).
2. Вера в ангелов, которые не имеют пола и во всем покорны Богу.
Они сотворены из света и все без исключения абсолютно безгрешны, падших среди них нет[2]. Распространенное мнение, что Сатана — это падший ангел, не соответствует истине: в Коране сказано, что он был из числа джиннов, сотворенным из огня[3].
«Ему [Господу миров] принадлежат абсолютно все, кто на небесах и на Земле. Те, кто у Него [ангелы], не высокомерны в поклонении Ему [для них это естественно], и они не устают [естественное не утруждает]. Возвеличивают они Его ночью и днем и не ослабевают (не становятся слабыми, вялыми)» (Св. Коран, 21:19, 20).
Господь дал каждому человеку в сопровождение ангелов-хранителей:
«У него [то есть рядом с каждым из людей] впереди и позади находятся ангелы-хранители, сменяющие друг друга. [Определенное число ангелов-хранителей оберегают человека днем, а другие — ночью.] Они (ангелы) защищают человека по приказу Аллаха (по приказу Господа миров, Творца всего и вся). [Кстати, присутствие ангелов не зависит от того, верующий этот человек или нет. Любой пришедший на эту землю пользуется благами Творца и, в соответствии с Божьим замыслом и мудростью, оберегаем Им. Важно отметить, что если поступает веление Всевышнего относительно какого-либо человека, например неприятность, которая в наказание или для испытания должна вот-вот его постигнуть, тогда ангелы-хранители отходят, уступая Божьему велению]» (см. Св. Коран, 13:11).
Помимо ангелов-хранителей и писарей дел людских, существуют еще и ангелы проявления милости Всевышнего, а также те ангелы, которые забирают души людей из этого мира.
3. Вера в Священные Писания.
«Они [набожные, богобоязненные люди] — те, кто уверовал в ниспосланное тебе [о Мухаммад] и то, что было ниспослано [Богом] ранее [Тора, Псалтырь, Евангелие, отдельные священные свитки]. Относительно вечного у этих людей нет ни малейшего сомнения. Они на прямом пути от их Господа, и они — достигшие успеха [в мирском и в вечном]» (см. Св. Коран, 2:4).
*
«Мы [говорит Господь миров] низвели Коран на арабском [языке] и детально разъяснили в нем [возможные] опасности [заблаговременно предупредили о них] ради того, чтобы люди пробудили в себе чувство набожности. Или, возможно, он (Коран) явится неким напоминанием для них [заставит призадуматься]» (см. Св. Коран, 20:113).
4. Вера в пророков и посланников Творца.
«Скажите [о верующие, не споря, а разъясняя свою позицию и историческую последовательность]: «Мы уверовали в Бога (Творца всего сущего), в то, что ниспослано нам, а также во все то, что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Я‘кубу (Иакову) и их потомкам, а также — Мусе (Моисею) [Тора] и ‘Исе (Иисусу) [Евангелие], и во все то, что было дано пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними [не делим их на своих и чужих, на плохих и хороших, все они для нас одинаково святы и чисты, безгрешны], и мы Ему [Единственному Господу] покорны (мусульмане)» (Св. Коран, 2:136).
*
«Цель, с которой посылались Нами посланники, — порадовать [передать радостные вести от Творца] и предупредить [предостеречь от опасностей]. Кто уверует и исправится, тем нечего бояться, беспокоиться, они не будут опечалены» (Св. Коран, 6:48).
5. Вера в Судный День.
«[Наступит час и] все, кто на небесах и на Земле, встанут пред Ним [Господом миров] в состоянии рабской покорности. [Вся языческая спесь[4], атеистические взгляды или безразличие к вечному сойдут на нет. В День Суда серьезность и ужас происходящего разом выбьют все это из душ и сознания людей]» (Св. Коран, 19:93).
*
«…В тот День [в Судный День, уже после воскрешения из мертвых] по зову [ангела] люди будут идти ровно (прямо) [не имея возможности уклониться от заданного курса и направления; или: «его отношение ко всем будет одинаковым»]. Голоса смиренно притихнут перед Всемилостивым, слышен будет лишь шепот» (Св. Коран, 20:108).
*
…В [Судный] День набожные [благонравно и с именем Господа прожившие свою, как день пролетевшую, мирскую жизнь] будут [почетно] группами собраны перед Всемилостивым. А грешников, подобно животным, погонят в Ад» (Св. Коран, 19:85, 86).
6. Вера в то, что все изначально известно Богу и определено[5].
«У Него [у Господа] ключи от всего неведомого [недоступного, неизвестного для нас, а также для джиннов и ангелов], об этих вещах известно лишь Ему. Он осведомлен абсолютно обо всем, что на суше и в воде. Он знает о каждом упавшем [на землю] листочке. Любое семя в темноте [в недрах] земли, все свежее (сочное, нежное, влажное; живое) и сухое (высохшее; мертвое) [то есть каждая мелочь, будь она примечательной или абсолютно незаметной, зафиксирована Господом миров] в Хранимой Скрижали [еще до Сотворения мира]» (Св. Коран, 6:59).
Все хорошее и плохое[6] — от Творца. Человек движется по жизни на основе своего желания и выбора, за правильность и неправильность которых он будет отвечать пред Господом в Судный День.
«Не постигает [кого-либо какая-либо] беда, кроме как с дозволения Аллаха (Бога, Господа) [а потому относитесь к происходящему спокойно и оцените ситуацию трезво: почему именно это вам дано и что требуется от вас, дабы успешно и победоносно это преодолеть]. Кто уверует в Аллаха (Бога, Господа) [в то, что Бог, Творец всего сущего, Один и нет ничего подобного Ему], сердце того [Господь] непременно направит на верный путь [такой человек не будет переживать по пустякам, откроется миру и безграничным милости и щедрости Творца; начнет понимать суть происходящего, анализировать события и явления, не будет отчаиваться, зная, что постигшие его трудности или беды разрешимы, главное — делать от себя зависящее и не лениться]. Аллах (Бог, Господь) знает абсолютно все [а потому неспроста дал вам проблему или затруднение]» (Св. Коран, 64:11).
*
«Он — Аллах (Бог, Господь, Властелин всего и вся) [является таковым, то есть Богом] на небесах и на Земле [власть Его ничем не ограничена]. Он знает ваши тайны и явь [мотивацию, восприятие, результат], а также то, что вы делаете» (Св. Коран, 6:3).
Ученый-богослов имам аль-Куртуби говорил: «Воистину, Аллах (Бог) — и ничто не сравнимо с Ним — определил все и вся, то есть абсолютно осведомлен о размерах и сроках, положениях и состояниях, а также о каждой единице времени и обо всем, что в ней произойдет, причем (был осведомлен) еще до Сотворения. Определив, Он пожелал этого, и все происходит в соответствии с Его изначальным знанием и во взаимосвязи с Его абсолютной властью. Люди имеют свою долю участия во всем этом, и Всевышний дает им облегчение силой Своею, благословением, внушением и вдохновением»[7]. То есть Господь предоставил нам некую «матрицу» человеческой жизни, вариантов путей в ней — бесконечное многообразие. Человек, совершая какие-либо поступки, строя взаимоотношения с другими людьми, определяя приоритеты внутри своей души, прокладывает собственный путь в этой схеме. Каждому дана свобода выбора, и результат в вечности он получит именно за него.
5 столпов религиозной практики
Когда человек становится мусульманином, для него обязательно совершение религиозной практики. Исключением являются люди умалишенные не достигшие начала полового созревания — эти две категории освобождаются от обязательного соблюдения религиозной практики.
1. Проговаривание свидетельства, что нет Бога, кроме Единого и Единственного Творца, и что Мухаммад — Его раб[8] и посланник[9].
«Мы [говорит Господь миров] ниспослали тебя [Мухаммад] с Истиной в качестве несущего радостную весть и предупреждающего (предостерегающего увещевателя, предвестника). [Не расстраивайся из-за того, что кто-то не прислушивается к твоим словам, и не заставляй людей, не принуждай, не навязывай им постулаты веры и религиозной практики. Мудро и красноречиво увещевай, побуждай, наставляй.] У тебя не спросят об обитателях Ада (тебе не держать за них ответ)» (Св. Коран, 2:119).
Этот столп мы реализуем, когда принимаем Ислам, проговаривая шахаду.
2. Совершение ежедневной пятикратной обязательной молитвы[10].
«Возноси хвалу Господу [молись, наполняясь чувством благодарности пред Ним] до восхода солнца [совершай утреннюю молитву] и перед закатом [послеполуденную молитву], восхваляй Его в часы ночи [читая ночную молитву], в начале дня [полуденную молитву] и в конце [выполняя вечернюю молитву-намаз], дабы мог ты обрести истинное счастье» (см. Св. Коран, 20:130).
Подробнее о намазе, его видах и порядке совершения читайте у нас на сайте в разделе «Намаз».
3. Соблюдение поста раз в году в месяц Рамадан[11].
«О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными» (Св. Коран, 2:183).
*
«Месяц Рамадан — это месяц, в который был ниспослан Коран [низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих] как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [чтобы отличать истинное от ложного]. Кто из вас застанет этот месяц, пусть непременно проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть выдержит [пост] в другие дни, [ведь] Аллах (Бог, Господь) желает вам облегчения и не желает вам трудностей. [Господь хочет] чтобы постились вы все дни [этого месяца либо восполнили потом все вынужденно пропущенное] и возвеличили Его [по завершении поста] за то, что вывел вас к пути истинному, — может, вы будете благодарны (будьте же таковыми)!» (Св. Коран, 2:185).
Каждый год перед Рамаданом мы запускаем специальный проект о посте, где собрана вся информация по этой теме. Вы можете изучить статьи об обязательном посте на нашем сайте в разделе «Пост».
4. Выплата закята.
Закят — это обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся; выплачивается также на развитие проектов, способствующих распространению Ислама и истинных знаний о нем (фи сабилил-лях) и т. д. Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с нее выплачивается 2,5% закята[12].
«Благороден (благочестив, религиозен) тот… кто дает из своего [праведно приобретенного] имущества, любя его [с трудом зарабатывая, собирая для тех или иных личных нужд, стремясь увеличить достаток, удел: нуждающимся в помощи] родственникам, сиротам [помогая им, в первую очередь, в воспитании, получении хорошего образования и овладения мастерством, то есть в приобретении житейской самостоятельности], бедным[13], путникам, [по праву нуждающимся] просящим[14]» (см. Св. Коран, 2:177).
*
«Расходуйте же во имя Бога! [Умейте потратиться не только на свои сугубо личные интересы и потребности, но и на нужды других, делая это безвозмездно, никогда в последующем не напоминая им об этом, не попрекая их.] Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)! Совершайте благие поступки! Воистину, Всевышний любит благородных [милует, помогает им, благословляет их]» (см. Св. Коран, 2:195).
О закяте, порядке и условиях его выплаты читайте в разделе «Закят».
5. Совершение паломничества в Мекку хотя бы один раз в жизни. И это обязательно только при наличии финансовых возможностей[15].
«Ради Господа Бога (ради Аллаха, Всевышнего) совершите хадж и малое паломничество (‘умру) завершенно (полно) [выполняя все необходимые действия, а начав, следует довести ритуал до конца]. Если же вы окажетесь ограничены [из-за болезни, каких-либо проблем, возникших в пути], тогда, по мере ваших возможностей, принесите в жертву животное (барашка, например) [раздав мясо неимущим]» (Св. Коран, 2:196).
См. статьи в разделе «Хадж» на нашем сайте.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Трансцендентный — находящийся за пределами мира, за гранью нашего видения, понимания.
[2] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 1. С. 141.
[3] «Сказали Мы ангелам: «Поклонитесь [новосотворенному] Адаму». Все поклонились, кроме Иблиса (Сатаны), бывшего одним из джиннов [но оказавшегося в тот момент среди ангелов] и не подчинившегося приказу своего Господа...» (Св. Коран, 18:50).
[4]Спесь — чрезмерное самомнение, уверенность в своем превосходстве над другими; высокомерие, чванство, кичливость.
[5] Подробнее о предопределении читайте в моей книге «Потусторонние миры».
[6] Плохим Он испытывает людей или наказывает.
[7] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 202, 203.
[8] Употребленное словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь человек не поклоняется, не преклоняется перед положением, достатком, своим «Я», обманывая других и стараясь всеми правдами и неправдами удовлетворить свою животную ненасытность. Он, раб Божий, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это — из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.
[9] Первый шаг религиозной практики мусульманина (мусульманки) — проговаривание слов «ашхаду алляя иляяхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах» («я свидетельствую, что нет бога, кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Божий»), согласившись с их смыслом душой и разумом. Наличие свидетелей для данной процедуры, совершаемой в первую очередь пред Богом, необязательно.
[10] Подробнее о совершении молитвы-намаза читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».
[11] Подробнее о посте читайте в моей книге «Все о мусульманском посте и Курбан-байраме».
[12] Подробнее о закяте читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».
[13] Бедным (мискин) является тот, кто имеет некоторый достаток, но этого дохода ему явно не хватает даже на удовлетворение самых необходимых нужд, и это ставит его в ущемленное, а порой и унизительное положение.
[14] Подробнее о просящих см. на сайте umma.ru в материале «Попрошайничество — вынужденность или образ жизни?».
[15] Подробнее о хадже читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».