Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Свидетельство веры и основы религиозной практики

Мусульмане зачастую следуют разным мазхабам, мнениям ученых относительно спорных канонических вопросов, но они всегда едины в одном — в столпах веры.

6 столпов веры

1. Вера в Бога, Господа миров.

Само слово «ислам» означает покорность Всевышнему, Господу миров, Единственному и Единому для всех континентов, народов, культур, планет и галактик.

«Ваш Бог — лишь Господь [миров, трансцендентный[1], сотворивший все и вся лишь повелением «будь»]. Нет бога (божества), кроме Него Одного. Его знание пронизывает и охватывает абсолютно все [оно ничем не ограничено]» (Св. Коран, 20:98).

*

«Ваш Бог — Бог один, нет иного бога (божества), кроме Него. Милость Его безгранична и вечна» (Св. Коран, 2:163).

*

Слово «Бог» на разных языках звучит по-разному, но главное не в этом. С точки зрения Ислама главное — это единственность Творца, неограниченность временем и пространством, трансцендентность, несравнимость с чем-либо мирским. Всевышний не постижим человеческим разумом. «Нет ничего, подобного Ему» (см. Св. Коран, 42:11).

На арабском языке слово «Бог» звучит как «Аллах» и состоит из двух частей — определенного артикля «аль» и слова «иляхь» (бог, божество), что дословно переводится как «определенный Бог». Говоря на арабском «Аллах», любой мусульманин подразумевает Единого и Единственного Творца. Выделяют 99 имен Всевышнего, каждое из которых раскрывает отдельные качества и характеристики Господа. Эти имена-характеристики упоминаются в Коране и в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует).

2. Вера в ангелов, которые не имеют пола и во всем покорны Богу.

Они сотворены из света и все без исключения абсолютно безгрешны, падших среди них нет[2]. Распространенное мнение, что Сатана — это падший ангел, не соответствует истине: в Коране сказано, что он был из числа джиннов, сотворенным из огня[3].

«Ему [Господу миров] принадлежат абсолютно все, кто на небесах и на Земле. Те, кто у Него [ангелы], не высокомерны в поклонении Ему [для них это естественно], и они не устают [естественное не утруждает]. Возвеличивают они Его ночью и днем и не ослабевают (не становятся слабыми, вялыми)» (Св. Коран, 21:19, 20).

Господь дал каждому человеку в сопровождение ангелов-хранителей:

«У него [то есть рядом с каждым из людей] впереди и позади находятся ангелы-хранители, сменяющие друг друга. [Определенное число ангелов-хранителей оберегают человека днем, а другие — ночью.] Они (ангелы) защищают человека по приказу Аллаха (по приказу Господа миров, Творца всего и вся). [Кстати, присутствие ангелов не зависит от того, верующий этот человек или нет. Любой пришедший на эту землю пользуется благами Творца и, в соответствии с Божьим замыслом и мудростью, оберегаем Им. Важно отметить, что если поступает веление Всевышнего относительно какого-либо человека, например неприятность, которая в наказание или для испытания должна вот-вот его постигнуть, тогда ангелы-хранители отходят, уступая Божьему велению]» (см. Св. Коран, 13:11).

Помимо ангелов-хранителей и писарей дел людских, существуют еще и ангелы проявления милости Всевышнего, а также те ангелы, которые забирают души людей из этого мира.

3. Вера в Священные Писания.

«Они [набожные, богобоязненные люди] — те, кто уверовал в ниспосланное тебе [о Мухаммад] и то, что было ниспослано [Богом] ранее [Тора, Псалтырь, Евангелие, отдельные священные свитки]. Относительно вечного у этих людей нет ни малейшего сомнения. Они на прямом пути от их Господа, и они — достигшие успеха [в мирском и в вечном]» (см. Св. Коран, 2:4).

*

«Мы [говорит Господь миров] низвели Коран на арабском [языке] и детально разъяснили в нем [возможные] опасности [заблаговременно предупредили о них] ради того, чтобы люди пробудили в себе чувство набожности. Или, возможно, он (Коран) явится неким напоминанием для них [заставит призадуматься]» (см. Св. Коран, 20:113).

4. Вера в пророков и посланников Творца.

«Скажите [о верующие, не споря, а разъясняя свою позицию и историческую последовательность]: «Мы уверовали в Бога (Творца всего сущего), в то, что ниспослано нам, а также во все то, что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Я‘кубу (Иакову) и их потомкам, а также — Мусе (Моисею) [Тора] и ‘Исе (Иисусу) [Евангелие], и во все то, что было дано пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними [не делим их на своих и чужих, на плохих и хороших, все они для нас одинаково святы и чисты, безгрешны], и мы Ему [Единственному Господу] покорны (мусульмане)» (Св. Коран, 2:136).

*

«Цель, с которой посылались Нами посланники, — порадовать [передать радостные вести от Творца] и предупредить [предостеречь от опасностей]. Кто уверует и исправится, тем нечего бояться, беспокоиться, они не будут опечалены» (Св. Коран, 6:48).

 

5. Вера в Судный День.

«[Наступит час и] все, кто на небесах и на Земле, встанут пред Ним [Господом миров] в состоянии рабской покорности. [Вся языческая спесь[4], атеистические взгляды или безразличие к вечному сойдут на нет. В День Суда серьезность и ужас происходящего разом выбьют все это из душ и сознания людей]» (Св. Коран, 19:93).

*

«…В тот День [в Судный День, уже после воскрешения из мертвых] по зову [ангела] люди будут идти ровно (прямо) [не имея возможности уклониться от заданного курса и направления; или: «его отношение ко всем будет одинаковым»]. Голоса смиренно притихнут перед Всемилостивым, слышен будет лишь шепот» (Св. Коран, 20:108).

*

…В [Судный] День набожные [благонравно и с именем Господа прожившие свою, как день пролетевшую, мирскую жизнь] будут [почетно] группами собраны перед Всемилостивым. А грешников, подобно животным, погонят в Ад» (Св. Коран, 19:85, 86).

6. Вера в то, что все изначально известно Богу и определено[5].

«У Него [у Господа] ключи от всего неведомого [недоступного, неизвестного для нас, а также для джиннов и ангелов], об этих вещах известно лишь Ему. Он осведомлен абсолютно обо всем, что на суше и в воде. Он знает о каждом упавшем [на землю] листочке. Любое семя в темноте [в недрах] земли, все свежее (сочное, нежное, влажное; живое) и сухое (высохшее; мертвое) [то есть каждая мелочь, будь она примечательной или абсолютно незаметной, зафиксирована Господом миров] в Хранимой Скрижали [еще до Сотворения мира]» (Св. Коран, 6:59).

Все хорошее и плохое[6] — от Творца. Человек движется по жизни на основе своего желания и выбора, за правильность и неправильность которых он будет отвечать пред Господом в Судный День.

«Не постигает [кого-либо какая-либо] беда, кроме как с дозволения Аллаха (Бога, Господа) [а потому относитесь к происходящему спокойно и оцените ситуацию трезво: почему именно это вам дано и что требуется от вас, дабы успешно и победоносно это преодолеть]. Кто уверует в Аллаха (Бога, Господа) [в то, что Бог, Творец всего сущего, Один и нет ничего подобного Ему], сердце того [Господь] непременно направит на верный путь [такой человек не будет переживать по пустякам, откроется миру и безграничным милости и щедрости Творца; начнет понимать суть происходящего, анализировать события и явления, не будет отчаиваться, зная, что постигшие его трудности или беды разрешимы, главное — делать от себя зависящее и не лениться]. Аллах (Бог, Господь) знает абсолютно все [а потому неспроста дал вам проблему или затруднение]» (Св. Коран, 64:11).

*

«Он — Аллах (Бог, Господь, Властелин всего и вся) [является таковым, то есть Богом] на небесах и на Земле [власть Его ничем не ограничена]. Он знает ваши тайны и явь [мотивацию, восприятие, результат], а также то, что вы делаете» (Св. Коран, 6:3).

Ученый-богослов имам аль-Куртуби говорил: «Воистину, Аллах (Бог) — и ничто не сравнимо с Ним — определил все и вся, то есть абсолютно осведомлен о размерах и сроках, положениях и состояниях, а также о каждой единице времени и обо всем, что в ней произойдет, причем (был осведомлен) еще до Сотворения. Определив, Он пожелал этого, и все происходит в соответствии с Его изначальным знанием и во взаимосвязи с Его абсолютной властью. Люди имеют свою долю участия во всем этом, и Всевышний дает им облегчение силой Своею, благословением, внушением и вдохновением»[7]. То есть Господь предоставил нам некую «матрицу» человеческой жизни, вариантов путей в ней — бесконечное многообразие. Человек, совершая какие-либо поступки, строя взаимоотношения с другими людьми, определяя приоритеты внутри своей души, прокладывает собственный путь в этой схеме. Каждому дана свобода выбора, и результат в вечности он получит именно за него.

5 столпов религиозной практики

Когда человек становится мусульманином, для него обязательно совершение религиозной практики. Исключением являются люди умалишенные не достигшие начала полового созревания — эти две категории освобождаются от обязательного соблюдения религиозной практики.

1. Проговаривание свидетельства, что нет Бога, кроме Единого и Единственного Творца, и что Мухаммад — Его раб[8] и посланник[9].

«Мы [говорит Господь миров] ниспослали тебя [Мухаммад] с Истиной в качестве несущего радостную весть и предупреждающего (предостерегающего увещевателя, предвестника). [Не расстраивайся из-за того, что кто-то не прислушивается к твоим словам, и не заставляй людей, не принуждай, не навязывай им постулаты веры и религиозной практики. Мудро и красноречиво увещевай, побуждай, наставляй.] У тебя не спросят об обитателях Ада (тебе не держать за них ответ)» (Св. Коран, 2:119).

Этот столп мы реализуем, когда принимаем Ислам, проговаривая шахаду.

2. Совершение ежедневной пятикратной обязательной молитвы[10].

«Возноси хвалу Господу [молись, наполняясь чувством благодарности пред Ним] до восхода солнца [совершай утреннюю молитву] и перед закатом [послеполуденную молитву], восхваляй Его в часы ночи [читая ночную молитву], в начале дня [полуденную молитву] и в конце [выполняя вечернюю молитву-намаз], дабы мог ты обрести истинное счастье» (см. Св. Коран, 20:130).

Подробнее о намазе, его видах и порядке совершения читайте у нас на сайте в разделе «Намаз».

3. Соблюдение поста раз в году в месяц Рамадан[11].

«О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными» (Св. Коран, 2:183).

*

«Месяц Рамадан — это месяц, в который был ниспослан Коран [низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих] как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [чтобы отличать истинное от ложного]. Кто из вас застанет этот месяц, пусть непременно проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть выдержит [пост] в другие дни, [ведь] Аллах (Бог, Господь) желает вам облегчения и не желает вам трудностей. [Господь хочет] чтобы постились вы все дни [этого месяца либо восполнили потом все вынужденно пропущенное] и возвеличили Его [по завершении поста] за то, что вывел вас к пути истинному, — может, вы будете благодарны (будьте же таковыми)!» (Св. Коран, 2:185).

Каждый год перед Рамаданом мы запускаем специальный проект о посте, где собрана вся информация по этой теме. Вы можете изучить статьи об обязательном посте на нашем сайте в разделе «Пост».

4. Выплата закята.

Закят — это обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся; выплачивается также на развитие проектов, способствующих распространению Ислама и истинных знаний о нем (фи сабилил-лях) и т. д. Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с нее выплачивается 2,5% закята[12].

«Благороден (благочестив, религиозен) тот… кто дает из своего [праведно приобретенного] имущества, любя его [с трудом зарабатывая, собирая для тех или иных личных нужд, стремясь увеличить достаток, удел: нуждающимся в помощи] родственникам, сиротам [помогая им, в первую очередь, в воспитании, получении хорошего образования и овладения мастерством, то есть в приобретении житейской самостоятельности], бедным[13], путникам, [по праву нуждающимся] просящим[14]» (см. Св. Коран, 2:177).

*

«Расходуйте же во имя Бога! [Умейте потратиться не только на свои сугубо личные интересы и потребности, но и на нужды других, делая это безвозмездно, никогда в последующем не напоминая им об этом, не попрекая их.] Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)! Совершайте благие поступки! Воистину, Всевышний любит благородных [милует, помогает им, благословляет их]» (см. Св. Коран, 2:195).

О закяте, порядке и условиях его выплаты читайте в разделе «Закят».

5. Совершение паломничества в Мекку хотя бы один раз в жизни. И это обязательно только при наличии финансовых возможностей[15].

«Ради Господа Бога (ради Аллаха, Всевышнего) совершите хадж и малое паломничество (‘умру) завершенно (полно) [выполняя все необходимые действия, а начав, следует довести ритуал до конца]. Если же вы окажетесь ограничены [из-за болезни, каких-либо проблем, возникших в пути], тогда, по мере ваших возможностей, принесите в жертву животное (барашка, например) [раздав мясо неимущим]» (Св. Коран, 2:196).

См. статьи в разделе «Хадж» на нашем сайте.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Трансцендентный — находящийся за пределами мира, за гранью нашего видения, понимания.

[2] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 1. С. 141.

[3] «Сказали Мы ангелам: «Поклонитесь [новосотворенному] Адаму». Все поклонились, кроме Иблиса (Сатаны), бывшего одним из джиннов [но оказавшегося в тот момент среди ангелов] и не подчинившегося приказу своего Господа...» (Св. Коран, 18:50).

[4]Спесь — чрезмерное самомнение, уверенность в своем превосходстве над другими; высокомерие, чванство, кичливость.

[5] Подробнее о предопределении читайте в моей книге «Потусторонние миры».

[6] Плохим Он испытывает людей или наказывает.

[7] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 202, 203.

[8] Употребленное словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь человек не поклоняется, не преклоняется перед положением, достатком, своим «Я», обманывая других и стараясь всеми правдами и неправдами удовлетворить свою животную ненасытность. Он, раб Божий, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это — из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.

[9] Первый шаг религиозной практики мусульманина (мусульманки) — проговаривание слов «ашхаду алляя иляяхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах» («я свидетельствую, что нет бога, кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Божий»), согласившись с их смыслом душой и разумом. Наличие свидетелей для данной процедуры, совершаемой в первую очередь пред Богом, необязательно.

[10] Подробнее о совершении молитвы-намаза читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

[11] Подробнее о посте читайте в моей книге «Все о мусульманском посте и Курбан-байраме».

[12] Подробнее о закяте читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

[13] Бедным (мискин) является тот, кто имеет некоторый достаток, но этого дохода ему явно не хватает даже на удовлетворение самых необходимых нужд, и это ставит его в ущемленное, а порой и унизительное положение.

[14] Подробнее о просящих см. на сайте umma.ru в материале «Попрошайничество — вынужденность или образ жизни?».

[15] Подробнее о хадже читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Шахада

Принятие Ислама

Свидетельство веры

Основы веры

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic