Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.

Аулия’

Аулия’ (араб. أولياء‎ — приближенные, угодники‎, единственное число «вали» [уали]) — близкие к Богу люди (своими помыслами, желаниями, устремлениями, поступками, культурой речи и поведения). Слово «аулия’» происходит от арабского слова «виляйя», одно из значений которого «быть близким, приближенным».

Пророки были приближенными к Богу людьми, однако их степень перед Ним выше, чем у аулия’. Причиной этому служит тот факт, что у пророков, в отличие от аулия’, имелся ряд отличительных особенностей, присущих только им: непогрешимость; вера в них (в то, что их миссии от Бога) является обязательной; им ниспосылались откровения; они были обязаны наставлять свой народ на путь веры и благочестия; произнесение оскорбительных и порочащих слов в их адрес является неверием (куфр). Кроме этого, после избрания Богом из числа людей заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада, пророческая цепь была завершена. Поэтому посланники и пророки впредь отправляться к людям не будут, а вот аулия’ всегда могут появляться в среде людской до самого Конца Света.    

Говоря об аулия’, зачастую вспоминают о чудесах (карамат), которые происходили с ними. Следует заметить, что, согласно единому мнению ученых-богословов, чудеса (карамат) не являются главной отличительной особенностью аулия’, как это ошибочно полагают некоторые. Ведь в отдельных случаях чудеса (карамат) могут происходить и с безбожниками. Поэтому главная отличительная особенность аулия’ —  их предельная праведность, проявляющаяся в строгом следовании предписаниям Творца и в сторонении того, что Он запретил. Большинство ученых-богословов едины во мнении о том, что действительно иногда с аулия’ могут происходить чудеса (карамат), одно из назначений которых – избавление от некоторых имеющихся у них трудностей и облегчение тягот жизни.

Как уже было сказано выше, произошедшее чудо (карамат) может свидетельствовать о статусе «аулия’» только в случае, если человек, с которым оно произошло, отличается предельной праведностью и, что немаловажно, не выдает себя за пророка. Нужно не забывать, что было немало случаев, когда некоторые люди утверждали, что с ними происходили чудеса (карамат) или утверждали о подобном в отношении другого человека, однако впоследствии выявлялась лживость их утверждений и несоответствие действительности. Настоящие же аулия’ любое произошедшее с ними чудо (карамат) всегда стараются утаить от других людей и не доводить до всеобщего сведения. Поступая подобным образом, они пытаются сохранить свою предельную искренность (ихлас) перед Творцом.

Важно добавить, что с пророками тоже происходили некоторые чудесные явления (му‘джизат), как и с аулия’. Однако сущность происходивших чудес (му‘джизат) с пророками кардинальным образом отличается от сущности чудес (карамат), происходивших с аулия’. Так, например, в отличие от аулия’, происходившие чудеса (му‘джизат) с пророками являлись неопровержимым подтверждением истинности их слов, а также подтверждением истинности их пророческой миссии в глазах отрицающих ее и не признающих. Также, в отличие от аулия’, пророки должны были предавать гласности происходящие с ними чудеса (му‘джизат) и доводить их до всеобщего сведения. Это было необходимо для того, чтобы люди уверовали в них и последовали за ними. Таким образом, чудеса (му‘джизат), происходившие с пророками, неопровержимым образом подтверждали их пророческую сущность, чего нельзя сказать в отношении аулия’, поскольку, как уже было сказано ранее, чудеса (карамат) не являются их главной отличительной особенностью. То есть произошедшее чудо (карамат) с тем или иным человеком не является явным доказательством, свидетельствующим о статусе «аувлия’».          

Слово «аулия’» в корне также имеет значение «покровители», «опекуны», а слово «вали» – «покровитель», «опекун». Последнее можно найти в некоторых аятах Священного Корана, когда Творец сообщает о себе, что Он является покровителем верующих людей, используя слово «вали». Важно отметить, что главное условие покровительства Аллаха (Бога, Господа) над верующими – выполнение Его предписаний (фард) в меру сил и возможностей и сторонение того, что явным образом запрещено (харам).

Кроме этого, слово «аулия’» может означать «стоящие у власти», «управленцы». В этом значении слово используется в отношении людей, наделенных полномочиями управлять делами других людей[1].

В русскоязычном информационном пространстве  «аулия’» могут печатать «авлия’». 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Поклонение // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 45. С. 135–183.

 

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1