Би́д‘а (араб. بدعة) — всякое новопоявившееся, подобного чему не было ранее.
В религии понятию «би́д‘а» ученые-богословы дали разные определения.
Так, например, имам аш-Шафи‘и, а также некоторые ученые-богословы ханафитской правовой школы и ханбалитской, высказали: «Би́д‘а — это то новое, что не исходит из текста Корана и Сунны». Согласно их мнению би́д‘а бывает нескольких видов: обязательное [необходимое] (ваджиб) би́д‘а, запрещенное (мухаррам) би́д‘а, желательное (мандуб) би́д‘а, нежелательное (макрух) би́д‘а и нейтральное (мубах) би́д‘а.
К обязательному би́д‘а можно отнести углубленное изучение арабского языка, поскольку знание этого языка необходимо для правильного понимания Священного Корана и изречений пророка Мухаммада.
К числу запрещенного би́д‘а относятся слова и действия, явным образом противоречащие религии, в том числе ее целям и задачам.
К желательной относятся: строительство учебных заведений, возведение плотин, предназначенных для общего пользования, коллективное совершение молитвы Таравих и т. д.
К нежелательной относятся: украшение мечети, украшение обложки и чехла Священного Корана и т. д.
К нейтральной можно отнести, например, рукопожатие между прихожанами мечети после совершения молитвы-намаза.
Мнение этих ученых-богословов относительно понятия «би́д‘а» подтверждается определенными изречениями пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и изречениями некоторых его выдающихся сподвижников.
Другие ученые-богословы высказались с абсолютным порицанием относительно би́д‘а, считая любую ее форму заблуждением (доляль). Поэтому, согласно их мнению, в религии ни один из видов би́д‘а недопустим. Свою позицию они подтверждают, ссылаясь на некоторые изречения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Следует заметить, что вышесказанное имеет отношение к делам поклонения (‘ибадат) Творцу, а также делам, приносящим всеобщее благо. Что касается вопросов, связанных с вероубеждением (‘акыда), то, согласно единому мнению ученых-богословов, в них никакие новшества (би́д‘а) не допускаются. В противном случае вероятность впадения в неверие и отклонение от истинного пути будут крайне велики.
Факторами, способствующими появлению различных видов новшеств в религии, может служить ряд причин. Среди них главным образом можно выделить: незнание арабского языка, необходимого для правильного понимания Священного Корана и Сунны, незнание целей и задач шариата, незнание Сунны, придание разуму и логике главенствующей роли в познании истины, легкомыслие и следование страстям.
Важно добавить, что касательно совершения молитвы-намаза под руководством человека, допускающего в своей личной религиозной практике какие-либо новшества (би́д‘а) ученые-богословы также высказались по-разному. Так, например, богословы-шафииты и богословы-ханафиты высказались о допустимости совершения молитвы под руководством такого человека при условии, что вид новшества (би́д‘а), который он практикует, не является явным проявлением неверия (куфр). В противном случае подобное они считают недопустимым. Свое мнение эти ученые-богословы подтверждают изречением пророка Мухаммада, а также действиями некоторых его сподвижников. Однако мнение богословов-маликитов и богословов-ханбалитов относительно этого вопроса иное. Они, например, высказались о желательности повторного совершения той молитвы, которая выполнялась под руководством человека, практикующего нововведения (би́д‘а), делающего это явно, а также призывающего других людей к этому. Несмотря на разное мнение ученых-богословов относительно вышеприведенного вопроса, они едины в том, что руководящие посты, например, пост предводителя правоверных (халифа), человек, допускающий нововведения (би́д‘а) в религии, не должен занимать. Особенно если вид нововведения (би́д‘а), который он допускает, является явным неверием.
Большинство ученых-богословов также едины во мнении относительно допустимости проведения заупокойной молитвы (Джаназа) человеку, который при жизни практиковал некоторые новшества (би́д‘а) в религии, при условии что они не были явным проявлением неверия (куфр).
Ученые-богословы указали на ряд мер, которые необходимо предпринимать для предотвращения появления недопустимых новшеств (би́д‘а) в религии и их распространения. К числу таких мер относятся: заучивание Священного Корана наизусть и его углубленное изучение, распространение знаний о Сунне, неприятие распространения воззрений людей относительно религиозных вопросов, не имеющих соответствующего религиозного образования, какую бы должность они ни занимали и какой бы богобоязненностью ни обладали. Кроме этого, по их мнению, необходимо препятствовать распространению заблудших религиозных идеологий и течений[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Поклонение // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 8. С. 21–41.
Рай же станет обителью тех, кто (1) испытывал трепет пред Господом [пред Его могуществом и величием; кто, идя по жизни окрыленным либо время от времени с поврежденными или даже обрубленными кем-то крыльями, не уставал молить Бога о помиловании, хотя вроде как ничего плохого и не делал; кто помнил или хотя бы временами вспоминал, что рано или поздно
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов произносит дуа о благополучии и мире. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 103 и говорит об ответственности. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о сегодняшней обстановке в мире. Слушать и скачать можно в статье