Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Басмала

Предыдущий термин

Бирр

Следующий термин

Би́д‘а (араб. بدعة) — всякое новопоявившееся, подобного чему не было ранее.

В религии понятию «би́д‘а» ученые-богословы дали разные определения.

Так, например, имам аш-Шафи‘и, а также некоторые ученые-богословы ханафитской правовой школы и ханбалитской, высказали: «Би́д‘а — это то новое, что не исходит из текста Корана и Сунны». Согласно их мнению би́д‘а бывает нескольких видов: обязательное [необходимое] (ваджиб) би́д‘а, запрещенное (мухаррам) би́д‘а, желательное (мандуб) би́д‘а, нежелательное (макрух) би́д‘а и нейтральное (мубах) би́д‘а.

К обязательному би́д‘а можно отнести углубленное изучение арабского языка, поскольку знание этого языка необходимо для правильного понимания Священного Корана и изречений пророка Мухаммада.

К числу запрещенного би́д‘а относятся слова и действия, явным образом противоречащие религии, в том числе ее целям и задачам.

К желательной относятся: строительство учебных заведений, возведение плотин, предназначенных для общего пользования, коллективное совершение молитвы Таравих и т. д.

К нежелательной относятся: украшение мечети, украшение обложки и чехла Священного Корана и т. д.

К нейтральной можно отнести, например, рукопожатие между прихожанами мечети после совершения молитвы-намаза.

Мнение этих ученых-богословов относительно понятия «би́д‘а» подтверждается определенными изречениями пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и изречениями некоторых его выдающихся сподвижников.

Другие ученые-богословы высказались с абсолютным порицанием относительно би́д‘а, считая любую ее форму заблуждением (доляль). Поэтому, согласно их мнению, в религии ни один из видов би́д‘а недопустим. Свою позицию они подтверждают, ссылаясь на некоторые изречения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Следует заметить, что вышесказанное имеет отношение к делам поклонения (‘ибадат) Творцу, а также делам, приносящим всеобщее благо. Что касается вопросов, связанных с вероубеждением (‘акыда), то, согласно единому мнению ученых-богословов, в них никакие новшества (би́д‘а) не допускаются. В противном случае вероятность впадения в неверие и отклонение от истинного пути будут крайне велики. 

Факторами, способствующими появлению различных видов новшеств в религии, может служить ряд причин. Среди них главным образом можно выделить: незнание арабского языка, необходимого для правильного понимания Священного Корана и Сунны, незнание целей и задач шариата, незнание Сунны, придание разуму и логике главенствующей роли в познании истины, легкомыслие и следование страстям.

Важно добавить, что касательно совершения молитвы-намаза под руководством человека, допускающего в своей личной религиозной практике какие-либо новшества (би́д‘а) ученые-богословы также высказались по-разному. Так, например, богословы-шафииты и богословы-ханафиты высказались о допустимости совершения молитвы под руководством такого человека при условии, что вид новшества (би́д‘а), который он практикует, не является явным проявлением неверия (куфр). В противном случае подобное они считают недопустимым. Свое мнение эти ученые-богословы подтверждают изречением пророка Мухаммада, а также действиями некоторых его сподвижников. Однако мнение богословов-маликитов и богословов-ханбалитов относительно этого вопроса иное. Они, например, высказались о желательности повторного совершения той молитвы, которая выполнялась под руководством человека, практикующего нововведения (би́д‘а), делающего это явно, а также призывающего других людей к этому. Несмотря на разное мнение ученых-богословов относительно вышеприведенного вопроса, они едины в том, что руководящие посты, например, пост предводителя правоверных (халифа), человек, допускающий нововведения (би́д‘а) в религии, не должен занимать. Особенно если вид нововведения (би́д‘а), который он допускает, является явным неверием.

Большинство ученых-богословов также едины во мнении относительно допустимости проведения заупокойной молитвы (Джаназа) человеку, который при жизни практиковал некоторые новшества (би́д‘а) в религии, при условии что они не были явным проявлением неверия (куфр).

Ученые-богословы указали на ряд мер, которые необходимо предпринимать для предотвращения появления недопустимых новшеств (би́д‘а) в религии и их распространения. К числу таких мер относятся: заучивание Священного Корана наизусть и его углубленное изучение, распространение знаний о Сунне, неприятие распространения воззрений людей относительно религиозных вопросов, не имеющих соответствующего религиозного образования, какую бы должность они ни занимали и какой бы богобоязненностью ни обладали. Кроме этого, по их мнению, необходимо препятствовать распространению заблудших религиозных идеологий и течений[1].       

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Поклонение // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 8. С. 21–41.

 

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic