Дарар

Дарар (араб. ضرر — вред, убыток) — нанесение, причинение какого-либо вреда другому.

По единогласному мнению ученых-богословов, дарар в любой форме его проявления относится к категории недозволительных деяний. Это подтверждается аятами Священного Корана и изречениями пророка Мухаммада.

Любой материальный дарар, нанесенный другому, подлежит компенсации пострадавшему. Однако всегда нужно помнить, что, согласно предписаниям религии, дарар не может быть устранен нанесением ответного дарара виновному. Последнее может рассматриваться как самостоятельное правонарушение. 

Важно отметить, что дарар запрещается как в отношении других, так и в отношении самого себя. Поэтому запрещено подвергать себя какой-либо опасности, если в этом нет крайней необходимости.

Какие имеются виды дарара, запрещенные Исламом?

- давать развод супруге, а потом раньше срока истечения ‘идды возвращать ее обратно с единственной целью — причинить ей дарар,
- перебивать чью-либо сделку о купле-продаже, если между покупателем и продавцом уже состоялась предварительная договоренность, делая это посредством, например, предложения аналогичного товара по более низкой цене, 
- свататься к девушке, если она уже помолвлена с другим человеком.

Разрешается ли прерывать исполнение какого-либо обязательного предписания для устранения вреда или оказания срочной помощи другому? 

По единогласному мнению ученых-богословов, если какой-либо человек будет на грани жизни и смерти, например, тонуть или находиться в горящем помещении, то другой человек должен (ваджиб) прийти ему на помощь, даже если для этого ему придется прервать совершение молитвы, как обязательной, так и добровольной.

Следует заметить, что, по мнению большинства ученых-богословов, за отказ в оказании помощи находящемуся на грани погибели записывается грех перед Всевышним, однако подобный человек никаким наказанием не карается. Поскольку он не будет являться причастным к погибели другого, если такое произойдет.    

Имеет ли право женщина на развод, если муж стал не в состоянии содержать ее и детей?

По мнению большинства ученых-богословов, в подобной ситуации женщина может поступить на свое усмотрение: продолжать проявлять терпение или потребовать развод, обратившись к судье[1].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Дарар // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 28. С. 179-191. 

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1