Ду‘а (араб. دعاء — зов, мольба, просьба) — в терминологии исламского права слово «ду‘а» означает слова, выражающие какую-либо просьбу, произносимые со смирением и покорностью.
Произносить ду‘а допускается в свободной форме, в любое время и на любом языке, однако более предпочтительно произносить виды ду‘а, имеющиеся в Священном Коране и Сунне, на арабском языке.
Некоторые ученые-богословы, объясняя значение слова «ду‘а», высказали мнение: «Истинная сущность «ду‘а» отображает в себе обращение верующего человека за помощью и покровительством исключительно к Богу, признавая свою немощность перед Ним и свою потребность в Нем. Ду‘а — это высшая степень покорности перед Творцом, призванная возвеличивать Его и восхвалять».
Слово «ду‘а» часто встречается в аятах Священного Корана, в некоторых из них оно несет значения мольбы о помощи.
Согласно мнению большинства ученых, как раннего периода развития мусульманского богословия, так и более позднего, произносить ду‘а является желательным (сунна) действием. Однако в некоторых случаях произносить ду‘а является обязательным: во время совершения заупокойной молитвы (Джаназа), во время проведения пятничной проповеди (хутба) и в некоторых других случаях.
Ввиду того, что все происходящее с каждым человеком, как хорошее, так и плохое, происходит по воле Господа и с Его одобрения, ученые-богословы высказали разные мнения относительно предпочтительности мольбы-ду‘а в случаях постижения каких-либо трудностей и неприятностей, прося Всевышнего о помощи и избавлении от них. Так, некоторые из них высказались в пользу произнесения ду‘а в подобных обстоятельствах, обосновывая свое мнение тем, что ее произнесение является одним из видов поклонения Творцу и признанием своей потребности в Нем. Другие высказались в пользу воздержания от произнесения ду‘а, а вместо этого побудили к полной покорности в отношении своей предначертанной судьбы, как хорошей ее полосы, так и плохой. Ведь подобное действие (полное согласие и воздержание от мольбы), по их мнению, будет проявлением довольства своим Господом и Его распоряжениями.
Согласно аятам Священного Корана, изречениям пророка Мухаммада, а также мнению ученых-богословов, произнесение ду‘а приравнивается к совершению благого дела, ведь оно является одним из важнейших видов поклонения Творцу, способствующих приближению к Нему. Кроме этого, произнесение ду‘а обладает целым рядом разных видов благотворного влияния на самого человека: прощение грехов, повышение степени перед Творцом, постоянная духовная связь с Ним, предотвращение бед и невзгод и т. д. Немаловажным является и тот факт, что произнесение ду‘а наполняет сердце верующего человека умиротворением и спокойствием, а также чувством защищенности и ощущением, что при любых обстоятельствах у него есть Тот, к Кому можно обратиться за помощью и поддержкой. Следует не забывать, что ответ на произнесенное ду‘а, содержащее какую-либо просьбу, может быть не сразу, а только спустя определенное время. Кроме этого, следует не забывать, что просьба, содержащееся в произнесенном ду‘а, может быть удовлетворена в совершенно иной форме и в ином виде. Иногда Всевышний может наделить взывающего к Нему таким благом, которое будет намного лучше, чем то, о котором тот просил. Также в некоторых случаях произнесенное ду‘а может стать причиной предотвращения каких-либо поджидающих неподалеку бед и несчастий. А потому в любом случае произнесение ду‘а несет в себе много пользы и блага.
Для того чтобы произнесенное ду‘а было принято, рекомендуется следовать определенным условиям и рекомендациям. Произносящий ду‘а в своей повседневной жизни должен следовать исключительно всему дозволенному (халяль), остерегаясь всего очевидно и явно запретного (харам). Имущество, заработанные денежные средства, а также еда и питье должны быть дозволенными (халяль) и заработанными честным трудом. Кроме этого, с надеждой на увеличение вероятности принятия ду‘а рекомендуется произносить ее с особым усердием и лучше в значимые дни и ночи: в пятницу, в день Арафат, в месяц Рамазан и т. д. С такой же целью рекомендуется произносить ду‘а во время некоторых природных явлений и при совершении определенных действий: когда идет дождь, после совершения обязательной молитвы-намаза, во время соблюдения поста, во время земного поклона (вне молитвы-намаза) и т. д. Произнося ду‘а, рекомендуется: в начале упомянуть Всевышнего (поблагодарить Его) и произнести слова благословения пророку Мухаммаду (салават); лицом обратиться в сторону киблы (только лишь если есть такая возможность); произносить ду‘а не громким голосом; по завершении ду‘а проговорить салават и, поблагодарив Всевышнего, провести руками по лицу; произносить ду‘а с полной убежденностью в том, что мольба обязательно будет услышана и принята, проявлять смирение, быть настойчивым и повторять ее по три раза (если есть необходимость), а также не торопиться с получением ответа.
Важно отметить, что одно из ключевых ролей, оказывающих влияние на принятие ду‘а Всевышним, играет внутреннее состояние молящего. Поэтому произносящий ду‘а должен в первую очередь искренне раскаиваться в совершенных грехах, попросить прощения у тех, кого он, возможно, обидел, всем своем сердцем устремляться к Всевышнему, с уверенностью в Его милости и щедрости.
Согласно мнению ученых-богословов, подтвержденному изречением пророка Мухаммада, во время сложностей и трудностей дозволяется (и даже желательно, сунна), обращаться за помощью к Всевышнему, упоминая пред Ним ранее совершенные благие дела, поступки как причину принятия молитвы-ду‘а.
Имеются некоторые виды просьб, выражать которые недопустимо при произнесении ду‘а: просить что-либо греховное, просить прощения для очевидных безбожников, проклинать себя, а также свою семью и детей и т. д. Кроме того, является нежелательным (макрух) произносить ду‘а громким голосом.
Говоря о том, какие именно виды ду‘а допускается произносить, ученые-богословы высказали мнение о допустимости любой формы, как произвольной, так и основанной на канонических источниках, Священном Коране и Сунне. Однако, по их мнению, последнее является более предпочтительным.
Желательным (сунна) также является просить помолиться за себя людей, известных своей праведностью и богобоязненностью, ведь вероятность принятия Всевышним их ду‘а может быть выше, чем у других. Желательность (сунна) подобного действия также подтверждается некоторыми изречениями пророка Мухаммада. Также желательно (сунна) для человека, в отношении которого было совершено какое-либо благодеяние другим человеком, помолиться за него и пожелать ему добра, сделав это незаметно или явно. Согласно изречениям пророка Мухаммада, мольба верующего человека за другого, произносимая незаметно для того, имеет особый статус перед Всевышним и принимается Им[1].
На нашем сайте в меню есть раздел «Дуа». В нем вы найдете ду‘а из Корана и ду‘а на разные случаи жизни.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Ду‘а // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т.Кувейт, 1983. Т. 20. С. 256–269.
Поистине, кто уверовал и совершал благодеяния, им уготованы [райские] сады [невообразимой красоты], под которыми (возле которых) текут реки. [Оказаться там в вечности] это огромный [и ни с чем не сравнимый] успех (Св. Коран, 85:11).
Читать полностью
Подкаст, в котором Ильдар Аляутдинов цитирует Св. Коран, 33:23, 24 и объясняет, в чем заключается миссия человека. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 39:53 и говорит о повседневной работе над собой. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об отношении к трудностям и объясняет, как важно саморазвиваться. Слушать и скачать можно в статье