Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Джинны

Предыдущий термин

Дубур

Следующий термин

Ду‘а (араб. دعاء — зов, мольба, просьба) — в терминологии исламского права слово «ду‘а» означает слова, выражающие какую-либо просьбу, произносимые со смирением и покорностью.

Произносить ду‘а допускается в свободной форме, в любое время и на любом языке, однако более предпочтительно произносить виды ду‘а, имеющиеся в Священном Коране и Сунне, на арабском языке. 

Некоторые ученые-богословы, объясняя значение слова «ду‘а», высказали мнение: «Истинная сущность «ду‘а» отображает в себе обращение верующего человека за помощью и покровительством исключительно к Богу, признавая свою немощность перед Ним и свою потребность в Нем. Ду‘а — это высшая степень покорности перед Творцом, призванная возвеличивать Его и восхвалять».    

Слово «ду‘а» часто встречается в аятах Священного Корана, в некоторых из них оно несет значения мольбы о помощи.

Согласно мнению большинства ученых, как раннего периода развития мусульманского богословия, так и более позднего, произносить ду‘а является желательным (сунна) действием. Однако в некоторых случаях произносить ду‘а является обязательным: во время совершения заупокойной молитвы (Джаназа), во время проведения пятничной проповеди (хутба) и в некоторых других случаях.

Ввиду того, что все происходящее с каждым человеком, как хорошее, так и плохое, происходит по воле Господа и с Его одобрения, ученые-богословы высказали разные мнения относительно предпочтительности мольбы-ду‘а в случаях постижения каких-либо трудностей и неприятностей, прося Всевышнего о помощи и избавлении от них. Так, некоторые из них высказались в пользу произнесения ду‘а в подобных обстоятельствах, обосновывая свое мнение тем, что ее произнесение является одним из видов поклонения Творцу и признанием своей потребности в Нем. Другие высказались в пользу воздержания от произнесения ду‘а, а вместо этого побудили к полной покорности в отношении своей предначертанной судьбы, как хорошей ее полосы, так и плохой. Ведь подобное действие (полное согласие и воздержание от мольбы), по их мнению, будет проявлением довольства своим Господом и Его распоряжениями.

Согласно аятам Священного Корана, изречениям пророка Мухаммада, а также мнению ученых-богословов, произнесение ду‘а приравнивается к совершению благого дела, ведь оно является одним из важнейших видов поклонения Творцу, способствующих приближению к Нему. Кроме этого, произнесение ду‘а обладает целым рядом разных видов благотворного влияния на самого человека: прощение грехов, повышение степени перед Творцом, постоянная духовная связь с Ним, предотвращение бед и невзгод и т. д. Немаловажным является и тот факт, что произнесение ду‘а наполняет сердце верующего человека умиротворением и спокойствием, а также чувством защищенности и ощущением, что при любых обстоятельствах у него есть Тот, к Кому можно обратиться за помощью и поддержкой. Следует не забывать, что ответ на произнесенное ду‘а, содержащее какую-либо просьбу, может быть не сразу, а только спустя определенное время. Кроме этого, следует не забывать, что просьба, содержащееся в произнесенном ду‘а, может быть удовлетворена в совершенно иной форме и в ином виде. Иногда Всевышний может наделить взывающего к Нему таким благом, которое будет намного лучше, чем то, о котором тот просил. Также в некоторых случаях произнесенное ду‘а может стать причиной предотвращения каких-либо поджидающих неподалеку бед и несчастий. А потому в любом случае произнесение ду‘а несет в себе много пользы и блага.

Для того чтобы произнесенное ду‘а было принято, рекомендуется следовать определенным условиям и рекомендациям. Произносящий ду‘а в своей повседневной жизни должен следовать исключительно всему дозволенному (халяль), остерегаясь всего очевидно и явно запретного (харам). Имущество, заработанные денежные средства, а также еда и питье должны быть дозволенными (халяль) и заработанными честным трудом. Кроме этого, с надеждой на увеличение вероятности принятия ду‘а рекомендуется произносить ее с особым усердием и лучше в значимые дни и ночи: в пятницу, в день Арафат, в месяц Рамазан и т. д. С такой же целью рекомендуется произносить ду‘а во время некоторых природных явлений и при совершении определенных действий: когда идет дождь, после совершения обязательной молитвы-намаза, во время соблюдения поста, во время земного поклона (вне молитвы-намаза) и т. д. Произнося ду‘а, рекомендуется: в начале упомянуть Всевышнего (поблагодарить Его) и произнести слова благословения пророку Мухаммаду (салават); лицом обратиться в сторону киблы (только лишь если есть такая возможность); произносить ду‘а не громким голосом; по завершении ду‘а проговорить салават и, поблагодарив Всевышнего, провести руками по лицу; произносить ду‘а с полной убежденностью в том, что мольба обязательно будет услышана и принята, проявлять смирение, быть настойчивым и повторять ее по три раза (если есть необходимость), а также не торопиться с получением ответа.

Важно отметить, что одно из ключевых ролей, оказывающих влияние на принятие ду‘а Всевышним, играет внутреннее состояние молящего. Поэтому произносящий ду‘а должен в первую очередь искренне раскаиваться в совершенных грехах, попросить прощения у тех, кого он, возможно, обидел, всем своем сердцем устремляться к Всевышнему, с уверенностью в Его милости и щедрости.

Согласно мнению ученых-богословов, подтвержденному изречением пророка Мухаммада, во время сложностей и трудностей дозволяется (и даже желательно, сунна), обращаться за помощью к Всевышнему, упоминая пред Ним ранее совершенные благие дела, поступки как причину принятия молитвы-ду‘а.

Имеются некоторые виды просьб, выражать которые недопустимо при произнесении ду‘а: просить что-либо греховное, просить прощения для очевидных безбожников, проклинать себя, а также свою семью и детей и т. д. Кроме того, является нежелательным (макрух) произносить ду‘а громким голосом.  

Говоря о том, какие именно виды ду‘а допускается произносить, ученые-богословы высказали мнение о допустимости любой формы, как произвольной, так и основанной на канонических источниках, Священном Коране и Сунне. Однако, по их мнению, последнее является более предпочтительным.

Желательным (сунна) также является просить помолиться за себя людей, известных своей праведностью и богобоязненностью, ведь вероятность принятия Всевышним их ду‘а может быть выше, чем у других. Желательность (сунна) подобного действия также подтверждается некоторыми изречениями пророка Мухаммада. Также желательно (сунна) для человека, в отношении которого было совершено какое-либо благодеяние другим человеком, помолиться за него и пожелать ему добра, сделав это незаметно или явно. Согласно изречениям пророка Мухаммада, мольба верующего человека за другого, произносимая незаметно для того, имеет особый статус перед Всевышним и принимается Им[1].        

На нашем сайте в меню есть раздел «Дуа». В нем вы найдете ду‘а из Корана и ду‘а на разные случаи жизни.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Ду‘а // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т.Кувейт, 1983. Т. 20. С. 256–269. 

 

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic