Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Хадж

Предыдущий термин

Хайд

Следующий термин

Хайван (араб. حيوان — животное) — любое живое существо, обладающее способностью чувствовать и самостоятельно двигаться.

Какие виды животных дозволены (халяль) для употребления в пищу?

Таких видов животных достаточно большое количество. Ими являются все те, которые подпадают под главный критерий дозволенности (халяль) — отсутствие клыков либо когтей, используемых животными для нападения, охоты или защиты, а также отсутствие прямого запрета на употребление в пищу конкретного вида животных, например, свинья.

К числу дозволенных относятся, например:

  • крупнорогатый скот, лошади, буйволы, верблюды,
  • мелкий рогатый скот: овцы, козы, бараны,
  • домашняя птица: куры, гуси, утки, цесарки, перепелки, индейка,
  • кролики и некоторые другие виды животных.

По единогласному мнению ученых-богословов, мясо забитого животного считается дозволенным (халяль) к употреблению в пищу только в том случае, если применяемый метод забоя соответствует определенным требованиям:

  • перед забоем забойщик должен произносить вслух молитвенную формулу «С именем Аллаха (Бога, Господа), Он превыше всего» («Бисмил-ля, Аллаху акбар»);
  • при помощи предварительно заточенного ножа перерезать животному крупные шейные артерии, а также пищевод и трахею;
  • добиться того, чтобы как можно больше крови вытекло из животного;  
  • приступать к разделке животного дозволяется только после того, как оно полностью умрет.

Важно отметить, что если применяемый метод убоя не соответствует этим требованиям, то мясо забитого животного, даже если оно будет относиться к категории дозволенных, равносильно мертвечине либо свинине.

Требуется ли выплачивать обязательное пожертвование (закят) с животных?

По единогласному мнению ученых-богословов, требуется выплачивать его только с коров, верблюдов и овец. При условии, что они будут иметься в определенном количестве, вскармливаться посредством поедания корма на пастбище.      

Кстати, человек, содержащий у себя какое-либо животное, обязан кормить и поить его, даже если оно перестанет приносить пользу, например, в силу немощности. Кроме этого, владелец животного должен хорошо обращаться с ним, например, не обременяя работой, превышающей его возможности.

Также важно отметить, что если животное причинит какой-либо вред другим, то его владелец должен будет компенсировать это[1].     

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хайван // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 18. С. 335-338. 

Аят дня

Хадис дня

2:23

Если у вас есть сомнения относительно [истинности] ниспосланного рабу Нашему [Мухаммаду; если сомневаетесь вы, от Бога ли Коран], тогда [попробуйте] написать хотя бы главу, подобную его главам [приближенную по слогу и стилю, рассказывая о смыслах мирского и вечного] и пригласите свидетелей своих [идолов, кумиров или выдуманных богов] помимо Бога, если вы правдивы [в том, что утвердительно заявляете] (Св. Коран, 2:23).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic