Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хайван

Хайван (араб. حيوان — животное) — любое живое существо, обладающее способностью чувствовать и самостоятельно двигаться.

Какие виды животных дозволены (халяль) для употребления в пищу?

Таких видов животных достаточно большое количество. Ими являются все те, которые подпадают под главный критерий дозволенности (халяль) — отсутствие клыков либо когтей, используемых животными для нападения, охоты или защиты, а также отсутствие прямого запрета на употребление в пищу конкретного вида животных, например, свинья.

К числу дозволенных относятся, например:

  • крупнорогатый скот, лошади, буйволы, верблюды,
  • мелкий рогатый скот: овцы, козы, бараны,
  • домашняя птица: куры, гуси, утки, цесарки, перепелки, индейка,
  • кролики и некоторые другие виды животных.

По единогласному мнению ученых-богословов, мясо забитого животного считается дозволенным (халяль) к употреблению в пищу только в том случае, если применяемый метод забоя соответствует определенным требованиям:

  • перед забоем забойщик должен произносить вслух молитвенную формулу «С именем Аллаха (Бога, Господа), Он превыше всего» («Бисмил-ля, Аллаху акбар»);
  • при помощи предварительно заточенного ножа перерезать животному крупные шейные артерии, а также пищевод и трахею;
  • добиться того, чтобы как можно больше крови вытекло из животного;  
  • приступать к разделке животного дозволяется только после того, как оно полностью умрет.

Важно отметить, что если применяемый метод убоя не соответствует этим требованиям, то мясо забитого животного, даже если оно будет относиться к категории дозволенных, равносильно мертвечине либо свинине.

Требуется ли выплачивать обязательное пожертвование (закят) с животных?

По единогласному мнению ученых-богословов, требуется выплачивать его только с коров, верблюдов и овец. При условии, что они будут иметься в определенном количестве, вскармливаться посредством поедания корма на пастбище.      

Кстати, человек, содержащий у себя какое-либо животное, обязан кормить и поить его, даже если оно перестанет приносить пользу, например, в силу немощности. Кроме этого, владелец животного должен хорошо обращаться с ним, например, не обременяя работой, превышающей его возможности.

Также важно отметить, что если животное причинит какой-либо вред другим, то его владелец должен будет компенсировать это[1].     

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хайван // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 18. С. 335-338. 

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1