Иджма‘ (араб. إجماع — единогласное решение, единодушие) — единогласное мнение всех мусульманских ученых одного временного периода после жизни пророка Мухаммада по какому-либо богословскому вопросу. Иджма‘ применяется в тех вопросах, относительно которых в Священном Коране или Сунне отсутствуют прямые указания.
Согласно мнению большинства ученых-богословов, иджма‘ принимается только в том случае, если оно заключено именно среди мусульманских ученых, прославившихся своей праведностью и набожностью. Некоторые ученые-богословы, ссылаясь на изречение пророка Мухаммада, высказали мнение о том, что, говоря об иджма‘, следует принимать во внимание исключительно единогласное мнение четырех праведных халифов по какому-либо богословскому вопросу. Другие же высказались в пользу того, что, говоря об иджма‘, следует принимать во внимание исключительно мнение жителей Медины, преимущественно ученых, проживавших там со времен жизни пророка Мухаммада.
Иджма‘ занимает третье место после Священного Корана и Сунны. Важно отметить, что решение на основе иджма‘ может быть принято только в том случае, если это решение будет иметь свое подтверждение в канонических источниках, и оно, как правило, содержится там в виде косвенного указания.
Разновидностью иджма‘ является «иджма‘ молчаливого согласия» (иджма‘ сукутий). Суть этой разновидности иджма‘ заключается в том, что если одна группа мусульманских ученых вынесет какое-либо богословское решение, которое в последующем распространится среди остальных мусульманских ученых одного временного периода, а остальные ученые, узнав об этом решении, не выразят своего несогласия, то это будет рассматриваться подтверждением правильности данного решения. Главную роль в этом играет тот факт, что каждый мусульманский ученый вправе не соглашаться с каким-либо богословским решением или мнением других ученых, если оно на его взгляд будет неправильным, и он обязан проявить должную реакцию и заявить о своем несогласии. Важно отметить, что подобная разновидность иджма‘ не принимаема некоторыми учеными-богословами в качестве неоспоримого довода[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Иджма‘ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 2. С. 48–50.
Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).
Читать полностью
Согласие на обработку персональных данных описывает какую информацию и каким образом администрация сайта собирает и обрабатывает для предоставления своих услуг на umma.ru
Пользовательское соглашение cайта umma.ru, которое объясняет что можно, а что нельзя делать на нашем сайте.
Подкаст, в котором Ильдар Аляутдинов говорит о лучшем из людей и цитирует хадис об этом. Слушать и скачать можно в статье