Иджма‘ (араб. إجماع — единогласное решение, единодушие) — единогласное мнение всех мусульманских ученых одного временного периода после жизни пророка Мухаммада по какому-либо богословскому вопросу. Иджма‘ применяется в тех вопросах, относительно которых в Священном Коране или Сунне отсутствуют прямые указания.
Согласно мнению большинства ученых-богословов, иджма‘ принимается только в том случае, если оно заключено именно среди мусульманских ученых, прославившихся своей праведностью и набожностью. Некоторые ученые-богословы, ссылаясь на изречение пророка Мухаммада, высказали мнение о том, что, говоря об иджма‘, следует принимать во внимание исключительно единогласное мнение четырех праведных халифов по какому-либо богословскому вопросу. Другие же высказались в пользу того, что, говоря об иджма‘, следует принимать во внимание исключительно мнение жителей Медины, преимущественно ученых, проживавших там со времен жизни пророка Мухаммада.
Иджма‘ занимает третье место после Священного Корана и Сунны. Важно отметить, что решение на основе иджма‘ может быть принято только в том случае, если это решение будет иметь свое подтверждение в канонических источниках, и оно, как правило, содержится там в виде косвенного указания.
Разновидностью иджма‘ является «иджма‘ молчаливого согласия» (иджма‘ сукутий). Суть этой разновидности иджма‘ заключается в том, что если одна группа мусульманских ученых вынесет какое-либо богословское решение, которое в последующем распространится среди остальных мусульманских ученых одного временного периода, а остальные ученые, узнав об этом решении, не выразят своего несогласия, то это будет рассматриваться подтверждением правильности данного решения. Главную роль в этом играет тот факт, что каждый мусульманский ученый вправе не соглашаться с каким-либо богословским решением или мнением других ученых, если оно на его взгляд будет неправильным, и он обязан проявить должную реакцию и заявить о своем несогласии. Важно отметить, что подобная разновидность иджма‘ не принимаема некоторыми учеными-богословами в качестве неоспоримого довода[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Иджма‘ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 2. С. 48–50.
Воистину, уверовавшие [носители основных постулатов веры, мусульмане], а также иудеи, христиане и сабеи (поклоняющиеся ангелам и звездам), те из них, кто [искренне, осознанно] уверовал в Аллаха (Бога, Господа), в [неотвратимость] Судного Дня и совершал благие поступки, заслуживают воздаяния от Господа своего. Они не будут подвержены страху [не поработятся им; таким людям не стоит бояться предстоящего после смерти] и не опечалятся [за то, что оставят в мирском, переходя в вечное].
Читать полностью
Статья о том, что запрещено делать в Мекке и какой у нее статус в религии Ислам.
В статье указываются достоинства города Мекки с точки зрения религии Ислама и веры в Бога.
Статья о полукруглой стене возле Каабы. История возникновения и смысл стены.