Иджтихад (араб. إجتهاد — усердие, старание) — применение мусульманским ученым-правоведом усилий, направленных на вынесение богословско-правового решения в каком-либо вопросе. Иджтихад применяется в тех вопросах, относительно которых в Священном Коране или Сунне отсутствуют прямые указания. Человек, занимающийся иджтихадом, именуется муджтахидом.
Муджтахид должен соответствовать определенным требованиям: быть мусульманином, отличаться хорошей сообразительностью (проницательный ум), углубленно знать основные канонические правовые источники, хорошо владеть арабским языком, а также знать основные принципы и правила исламского права (иметь высшее богословское образование).
Практика иджтихада не является обязанностью каждого мусульманина. Достаточно, если им будут заниматься только некоторые из них.
В редких случаях к практике иджтихада может прибегнуть рядовой мусульманин, оказавшийся в определенной вынужденной ситуации. Так, например, находясь в незнакомой местности и не зная точного направления киблы, а также не имея возможности узнать это от другого человека, допускается самостоятельно приложить усилия и определить направление. Даже если оно окажется ошибочным, перечитывать молитву-намаз не нужно. То же самое применимо в случае нахождения в местах лишения свободы, если заключенный не располагает точной информацией, например, о наступлении времени обязательной молитвы-намаза[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Иджтихад // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 1. С. 316–318.
Воистину, те, кто стал неверующим, нет для них разницы, будешь ты увещевать их или нет [из-за въевшегося и укоренившегося в их сердцах неверия они не способны извлекать пользу из твоих слов, они не воспримут их], не уверуют. [В результате их фанатичной приверженности атеистическим идеалам, намеренному упорству в этом] Аллах (Бог, Господь) запечатал их сердца и уши (слух), на их глазах пелена [у них отсутствует высокодуховное восприятие мира], и им [в качестве проявления справедливости Творца, уготовано] великое наказание (Св. Коран, 2:6, 7).
Читать полностью
Можно ли выстраивать дружеские отношения с православными?
Статья о долговых отношениях
Статья о злословии и негативных размышлениях