Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Иджма‘

Предыдущий термин

Икаля

Следующий термин

Иджтихад (араб. إجتهاد — усердие, старание) — применение мусульманским ученым-правоведом усилий, направленных на вынесение богословско-правового решения в каком-либо вопросе. Иджтихад применяется в тех вопросах, относительно которых в Священном Коране или Сунне отсутствуют прямые указания. Человек, занимающийся иджтихадом, именуется муджтахидом.   

Муджтахид  должен соответствовать определенным требованиям: быть мусульманином, отличаться хорошей сообразительностью (проницательный ум), углубленно знать основные канонические правовые источники, хорошо владеть арабским языком, а также знать основные принципы и правила исламского права (иметь высшее богословское образование).

Практика иджтихада не является обязанностью каждого мусульманина. Достаточно, если им будут заниматься только некоторые из них.

В редких случаях к практике иджтихада может прибегнуть рядовой мусульманин, оказавшийся в определенной вынужденной ситуации. Так, например, находясь в незнакомой местности и не зная точного направления киблы, а также не имея возможности узнать это от другого человека, допускается самостоятельно приложить усилия и определить направление. Даже если оно окажется ошибочным, перечитывать молитву-намаз не нужно. То же самое применимо в случае нахождения в местах лишения свободы, если заключенный не располагает точной информацией, например, о наступлении времени обязательной молитвы-намаза[1].       

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Иджтихад // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 1. С. 316–318. 

 

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic