Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

И‘тикяф

Предыдущий термин

Ифтар

Следующий термин

Ифляс (араб.  إفلاس) — состояние, когда размер долга должника превышает размер имущества или денежных средств, имеющихся у него в наличии.  

Человек, оказавшийся в состоянии банкротства, называется «муфлис» (араб. مفلس)

По мнению большинства ученых-богословов, [при крайней необходимости] судья имеет право признать человека, имеющего [большой] долг, муфлисом, а на имущество, имеющееся у него в наличии, наложить арест [в пользу погашения долга]. Таким образом, должник будет лишен гражданского права распоряжаться своим имуществом.

Условия, при которых может быть наложен арест на имущество должника:

- подтверждение факта долгового обязательства должника,

- наступление срока выплаты долга,

- требование кредитора о погашении долга,

- размер долга должен превышать размер имеющегося имущества у должника,

- наличие судебного решения.

После того как на имущество должника будет наложен арест [в пользу погашения долга], то, по мнению большинства ученых-богословов, в рамках этого судебного решения его имущество может быть распродано. Однако богословы-ханафиты высказали мнение, что судья будет иметь право только обязать должника распродать свое имущество и из полученных средств погасить долг.

Виды имущества, которые не подлежат к распродаже в пользу погашения долга:

- одежда (то есть минимально необходимое количество),

- жилье (если оно будет единственным и не дорогостоящим),

- принадлежности профессиональной деятельности или ремесла, используемые должником для заработка,

- книги, если основным видом деятельности должника будет научная деятельность,

- продукты питания, необходимые для существования самого должника и его семьи, а также некоторые другие виды имущества.     

Если должник будет признан муфлисом и на его имущество будет наложен арест [в пользу погашения долга], то, по мнению большинства ученых-богословов, допускается сообщить об этом человеке людям, желающим вступить с ним в торговые отношения, дабы они были предупреждены и тем самым избежали нежелательных последствий [от сделок с ним].

Кстати, согласно морально-этическим нормам Ислама, кредитору рекомендуется проявлять снисходительность в отношении своего должника, по мере возможности откладывая срок выплаты долга на более поздний срок либо простив ему часть долга. При условии, что должник не будет уклоняться от выплаты долга и будет делать все возможное для его погашения[1].  

[instagramline]

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Ифляс // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 5. С. 300–324. 

Аят дня

Хадис дня

2:23

Если у вас есть сомнения относительно [истинности] ниспосланного рабу Нашему [Мухаммаду; если сомневаетесь вы, от Бога ли Коран], тогда [попробуйте] написать хотя бы главу, подобную его главам [приближенную по слогу и стилю, рассказывая о смыслах мирского и вечного] и пригласите свидетелей своих [идолов, кумиров или выдуманных богов] помимо Бога, если вы правдивы [в том, что утвердительно заявляете] (Св. Коран, 2:23).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic