Истиска’ (араб. إستسقاء) — молить у Бога о ниспослании дождя по случаю засухи, вызвавшей крайнюю нехватку [питьевой] воды.
По мнению шафиитов, а также некоторых ханафитов истиска’ относится к категории крайне желательных действий (сунна муаккада), которые могут осуществляться посредством совершения коллективной добровольной молитвы [состоящей из двух ракяатов] и произнесения определенной мольбы (дуа) либо только посредством произнесения определенной мольбы (дуа).
По мнению Абу Ханифы, истиска’, согласно Сунне, осуществляется только посредством произнесения определенной мольбы [о ниспослании дождя] вместе со словами покаяния (истигфара) в совершенных грехах. При этом он также высказался о допустимости (мубах) совершения и добровольной молитвы, которая, по его мнению, в подобном случае совершается только в индивидуальной форме.
Дозволенность истиска’ в Исламе подтверждается аятами Священного Корана, а также действиями пророка Мухаммада и его сподвижников.
В каких случаях рекомендуется совершать истиска’:
– во время засухи и крайней нехватки [питьевой] воды и дождей. При этом жители конкретной местности, оказавшиеся в подобной ситуации, могут прибегнуть к истиска’, испрашивая у Всевышнего о ниспослании дождя.
– во время засухи и крайней нехватки [питьевой] воды и дождей в какой-либо другой местности, регионе или стране. При этом жители местности, не имеющие подобных сложностей, могут прибегнуть к истиска’, испрашивая у Всевышнего о ниспослании дождя для тех, кто оказался в тяжелых условиях.
В том случае, если после совершения истиска’ дождь так и не пошел, рекомендуется прибегнуть к истиска‘ повторно, до тех пор, пока не пойдет дождь. Однако, по мнению ханафитов, рекомендуется повторять мольбу не более трех раз.
В какое время дозволяется совершать истиска’?
– истиска’ в форме произнесения мольбы (дуа), по единогласному мнению ученых-богословов, может совершаться в любое время,
– в форме добровольной молитвы также может совершаться в любое время, за исключением тех временных промежутков, когда совершение любой другой молитвы нежелательно (макрух). Однако маликиты высказались о том, что подобная молитва должна совершаться в первой половине дня: от начала полного восхода солнца и до наступления времени полуденной молитвы.
Молитва при истиска’ может быть совершена как в пределах мечети, что более предпочтительно, так и за ее пределами. Хотя шафииты и некоторые другие ученые высказались в пользу ее совершения за пределами мечети, например, в какой-нибудь открытой местности.
Для того чтобы молитва истиска’ возымела больший эффект, перед ее совершением дополнительно рекомендуется следующее:
– держать добровольный (нафиль) пост в течение нескольких дней, например, три дня,
– дать милостыню (садака),
– духовный лидер (имам) должен произнести наставническую проповедь (хутба) для присутствующих с призывом покаяться в грехах и впредь не совершать их. Кроме того, он должен побудить людей попросить друг у друга прощения, если между ними имеются какие-либо обиды. Ведь, как известно, причиной засухи и нехватки [питьевой] воды могут стать совершаемые людьми грехи, злодеяния и разного рода притеснения.
Коллективная молитва при истиска’:
– читается вслух,
– состоит из двух ракяатов,
– в первом ркяате, по мнению шафиитов, произносятся семь такбиров, а во втором – пять. По мнению же маликитов и некоторых других ученых, она совершается так же, как и любая другая добровольная (нафиль) молитва-намаз[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Истиска‘ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 3. С. 304–317.
Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).
Читать полностью
Согласие на обработку персональных данных описывает какую информацию и каким образом администрация сайта собирает и обрабатывает для предоставления своих услуг на umma.ru
Пользовательское соглашение cайта umma.ru, которое объясняет что можно, а что нельзя делать на нашем сайте.
Подкаст, в котором Ильдар Аляутдинов говорит о лучшем из людей и цитирует хадис об этом. Слушать и скачать можно в статье