Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Истинджа’

Предыдущий термин

Истихара

Следующий термин

Истиска’ (араб. إستسقاء) — молить у Бога о ниспослании дождя по случаю засухи, вызвавшей крайнюю нехватку [питьевой] воды.

По мнению шафиитов, а также некоторых ханафитов истиска’ относится к категории крайне желательных действий (сунна муаккада), которые могут осуществляться посредством совершения коллективной добровольной молитвы [состоящей из двух ракяатов] и произнесения определенной мольбы (дуа) либо только посредством произнесения определенной мольбы (дуа).

По мнению Абу Ханифы, истиска’, согласно Сунне, осуществляется только посредством произнесения определенной мольбы [о ниспослании дождя] вместе со словами покаяния (истигфара) в совершенных грехах. При этом он также высказался о допустимости (мубах) совершения и добровольной молитвы, которая, по его мнению, в подобном случае совершается только в индивидуальной форме.

Дозволенность истиска’ в Исламе подтверждается аятами Священного Корана, а также действиями пророка Мухаммада и его сподвижников. 

В каких случаях рекомендуется совершать истиска’:

– во время засухи и крайней нехватки [питьевой] воды и дождей. При этом жители конкретной местности, оказавшиеся в подобной ситуации, могут прибегнуть к истиска’, испрашивая у Всевышнего о ниспослании дождя.

– во время засухи и крайней нехватки [питьевой] воды и дождей в какой-либо другой местности, регионе или стране. При этом жители местности, не имеющие подобных сложностей, могут прибегнуть к истиска’, испрашивая у Всевышнего о ниспослании дождя для тех, кто оказался в тяжелых условиях.    

В том случае, если после совершения истиска’ дождь так и не пошел, рекомендуется прибегнуть к истиска‘ повторно, до тех пор, пока не пойдет дождь. Однако, по мнению ханафитов, рекомендуется повторять мольбу не более трех раз.  

В какое время дозволяется совершать истиска’?

– истиска’ в форме произнесения мольбы (дуа), по единогласному мнению ученых-богословов, может совершаться в любое время,

– в форме добровольной молитвы также может совершаться в любое время, за исключением тех временных промежутков, когда совершение любой другой молитвы нежелательно (макрух). Однако маликиты высказались о том, что подобная молитва должна совершаться в первой половине дня: от начала полного восхода солнца и до наступления времени полуденной молитвы.   

Молитва при истиска’ может быть совершена как в пределах мечети, что более предпочтительно, так и за ее пределами. Хотя шафииты и некоторые другие ученые высказались в пользу ее совершения за пределами мечети, например, в какой-нибудь открытой местности.

Для того чтобы молитва истиска’ возымела больший эффект, перед ее совершением дополнительно рекомендуется следующее:

– держать добровольный (нафиль) пост в течение нескольких дней, например, три дня,

– дать милостыню (садака),

– духовный лидер (имам) должен произнести наставническую проповедь (хутба) для присутствующих с призывом покаяться в грехах и впредь не совершать их. Кроме того, он должен побудить людей попросить друг у друга прощения, если между ними имеются какие-либо обиды. Ведь, как известно, причиной засухи и нехватки [питьевой] воды могут стать совершаемые людьми грехи, злодеяния и разного рода притеснения.

Коллективная молитва при истиска’:

– читается вслух,

– состоит из двух ракяатов,

– в первом ркяате, по мнению шафиитов, произносятся семь такбиров, а во втором – пять. По мнению же маликитов и некоторых других ученых, она совершается так же, как и любая другая добровольная (нафиль) молитва-намаз[1].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Истиска‘ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 3. С. 304–317. 

 

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic